Филистеры
Много читать и "все подряд" - еще не признак обладания большим умом читателя. Читать можно много чего и выносить для себя полезные вещи.Солидарен с критикой говорливых филистеров, которых "опрокинул" Фридрих Ницше в своей книге "Давид Штраус в роли проповедника и писателя".Также на заметку приведу цитату Адольфа Гитлера из книги "Моя борьба" о чтении:"… И в этой области я много читал и много учился. Скажу тут же, что под"чтением" я понимаю, быть может, нечто совсем другое, чем большинствонашей так называемой "интеллигенции". Я знаю многих, которые "читают" бесконечно много - книгу за книгой,букву за буквой; и все-таки я не назову этих людей иначе, как только"начитанными". Конечно люди эти обладают большим количеством "знаний",но их мозг совершенно неспособен сколько-нибудь правильно усвоить, заре-гистрировать и классифицировать воспринятый материал. Они совершенно необладают искусством отделять в книге ценное от ненужного, необходимоедержать в голове, а излишнее, если возможно, просто не видеть и во вся-ком случае не обременять себя балластом. Ведь и чтение не является самоцелью, а только средством к цели. Чте-ние имеет целью помочь человеку получить знания в том направлении, какоеопределяется его способностями и его целеустремлением. Чтение дает чело-веку в руки те инструменты, которые нужны ему для его профессии, незави-симо от того, идет ли речь о простой борьбе за существование или обудовлетворении более высокого назначения. Но с другой стороны, чтениедолжно помочь человеку составить себе общее миросозерцание. Во всех слу-чаях одинаково необходимо, чтобы содержание прочитанного не откладыва-лось в мозгу в порядке оглавления книги. Задача состоит не в том, чтобыобременять свою память определенным количеством книг. Надо добиватьсятого, чтобы в рамках общего мировоззрения мозаика книг находила себе со-ответствующее место в умственном багаже человека и помогала ему укреп-лять и расширять свое миросозерцание. В ином случае в голове читателяполучается только хаос. Механическое чтение оказывается совершенно бес-полезным, что бы ни думал об этом несчастный читатель, наглотавшийсякниг. Такой читатель иногда самым серьезным образом считает себя "обра-зованным", воображает, что он хорошо узнал жизнь, что он обогатился зна-ниями, а между тем на деле по мере роста такого "образования" он всебольше и больше удаляется от своей цели. В конце концов, он кончит либов санатории, либо "политиком" в парламенте. Кто так работает над собой, тому никогда не удастся использовать своихаотические "знания" для тех целей, которые возникают перед ним в каждыйданный момент. Его умственный балласт расположен не по линии жизни, а полинии мертвых книг. И хотя жизнь много раз будет наталкивать его на то,чтобы взять из книг действительно ценное, этот несчастный читатель суме-ет только сослаться на такую-то страницу прочитанного в книге, но не су-меет применить ее к жизни. В каждую критическую минуту такие мудрецы впоте лица ищут в книгах аналогий и параллелей и конечно неизбежно попа-дают пальцем в небо. Если бы это было не так, то политические действия иных наших ученыхправителей были бы совершенно необъяснимы. Тогда бы нам осталсяединственный вывод: вместо патологических наклонностей констатировать уних свойства простых мошенников. Тот же человек, который умеет правильно читать, сумеет любую книгу,любую газету, любую прочитанную им брошюру использовать так, чтобы взятьиз нее все действительно ценное, все действительно имеющее не толькопреходящее значение. Он сумеет расчленить и усвоить приобретенный новыйматериал так, что это поможет ему уточнить или пополнить то, что он ужезнал раньше, получить новый материал, помогающий обосновать правильностьсвоих взглядов. Если перед таким человеком жизнь внезапно поставит новыевопросы, его память моментально подскажет ему из прочитанного то, чтонужно именно для данной ситуации. Из того материала, который накопился вего мозгу в течение десятилетий, он сумеет быстро мобилизовать то, чтонужно для уяснения поставленной новой проблемы и для правильного ответана нее. Только такое чтение имеет смысл и цель. Тот оратор, например, который не сумеет именно в таком порядке усваи-вать свой материал, никогда не будет в состоянии, наткнувшись на возра-жение, в достаточной степени убедительно защищать свой собственныйвзгляд, хотя бы этот взгляд был тысячу раз правилен и соответствовалдействительности. В каждой дискуссии память непременно подведет такогооратора, в нужную минуту он не найдет ни доводов для подтверждения своихсобственных тезисов, ни материал для опровержения противника. Если делоидет о таком ораторе, который может осрамить только лично самого себя,то это еще с полбеды: гораздо хуже когда слепая судьба сделает такоговсезнающего и вместе с тем ничего не знающего господина руководителемгосударства. Что касается меня, то я уже с самой ранней молодости старался читатьименно правильно. К счастью мне в этом помогали и память и понимание. Вэтом отношении венский период был для меня особенно продуктивным и цен-ным. Восприятия повседневной жизни давали мне толчок к углублению в изу-чение все новых самых различных проблем. Получив возможность практикуобосновать теорией и теорию проверять на практике, я обезопасил себя оттого, что теория заставит меня оторваться от жизни, а практика лишитспособности обобщения."