776

Стоит задуматься...

Ещё статейка...Наэтот раз без юмора, но от того не менее стоящая...хотя и слегка печальная...Взято с http://ej.ru/112/life/sport/rally/index.html "Величайший чемпион автогонок – помеха своему спорту "Ферари" - на самом острие автомобильного прогресса. Потому и побеждает всех Есть в спорте вечные темы, проблемы, которые решали наши деды-болельщики, отцы, мы, современные фанаты, и которые по наследству перейдут нашим детям. Футбольный «Спартак» «строит» стадион, кажется, со времен Великого Октября, трассу для «Формулы-1» возводим всем миром в разных частях Москвы, Подмосковья, Питера, Тулы и других славных городов. Когда-нибудь возведем – критическая масса проектов переполнит чашу терпения, и зажужжат моторы на российской земле, а знаменитые пилоты прибудут к нам не только для того, чтобы рекламировать компьютеры, сигареты и автомобили, но и по прямой профессиональной необходимости. А пока «Формула» живет своей – телевизионной для нас – жизнью и начала очередной мировой чемпионат. Я не отношу себя к поклонникам этого вида спорта, потому что считаю спорт в первую очередь состязанием людей, а «Первая Формула» – это прежде всего состязание машин. Посадите Шумахера за руль «Минарди» и поглядите, сможет ли он стать не то что чемпионом, а выиграть хотя бы один Гран-при? Не сможет. Что же это за спорт, в котором человек способен быть и чемпионом, и аутсайдером в зависимости от некоего постороннего фактора? С нынешнего сезона, впрочем, введены некоторые ограничения, повышающие роль «человеческого фактора», однако побеждающие болиды продолжают оставаться максимально удобными для пилотов, освобождая их от множества проблем и позволяя с комфортом переносить чудовищные перегрузки на больших скоростях. Хорошая машина – это даже не полдела, это гораздо больше. Еще я не люблю «Формулу-1» за фальшивость и скучность ее героев. Они всегда говорят одно и то же – только меняй имена и никогда не поймешь, кому из пилотов принадлежат слова. «Машина фантастически быстра, мы постоянно прогрессируем, это новый вызов для нас» – набор банальностей, кочующий из интервью в интервью. Исключения бывают, но на то они и исключения, чтобы лишь подтверждать правило. Они – элита автовождения, и их всего двадцать человек. Ребят распирает от важности. Конечно, они управляют автомобилем лучше, чем мы с вами, но это еще не фокус. Публика хочет видеть зрелище, а зрелища нет. Почему? ВРАГ НОМЕР ОДИН Классический способ: переложить с больной головы на здоровую. Главным виновником всех бед королевских гонок считают Михаэля Шумахера и его конюшню «Феррари»: они якобы «убивают чемпионат». Они его не убивают, они его выигрывают! Любить Шумахера трудно. Лирические эпитеты к этому герою плохо подходят, скорее что-то механическое: машина, компьютер, печатный станок. Он зарабатывает деньги на чем только возможно, он рационально их вкладывает и экономно расходует. Так же Шумахер ведет себя и на трассе. Если можно выиграть малой кровью, он так и делает. Он не джентльмен. Не хулиган, не грубиян, не жулик, но не побрезгует. «Феррари» открыто придерживается «командной тактики», работая только на одного пилота, а Рубенс Баррикелло самый второй из всех вторых номеров. Это не очень красиво выглядит, это имеет нехороший привкус и неприятный запах. Но с другой стороны, разве «Феррари» украла у кого-то лучшую машину и лучшего гонщика? Только «ферраристы» могут себе позволить, оторвавшись от всех, решать, кому (Михаэлю) быть первым, а кому (Рубенсу) прикрывать тыл. Болеют против Шумахера потому же, почему недавно болели против футбольного «Спартака»: он всем просто надоел. Надоел, что все время побеждает, что борьбы никакой. Михаэля сравнивают со звездами прошлых лет и, естественно, приходят к выводу, что им он не ровня, что соперники его слабоваты – оттого и рекорды. Сравнивать различные эпохи вообще глупо. Да, скорее всего, Шумахер, окажись он за рулем «Феррари» сорокалетней давности, тут же въехал бы в столб. Но ведь и герои 50–60-х, вполне возможно, просто не сумели бы стартовать на нынешних болидах – не завели бы их или, заведя, тут же и заглохли бы. Да, «Формула-1» переживает не лучшие дни, и ярких личностей в ней действительно мало, но разве это проблема чемпиона? Это проблема тех, кто не в состоянии конкурировать с ним. Не может не быть выдающимся шестикратный чемпион мира, в какую бы эпоху он ни гонялся. Пока он хочет выходить на трассу и пока команда способна обеспечивать его техникой соответствующего уровня, Шумахер останется фаворитом – и в 2004-м, и в следующем году, и через несколько ближайших лет. И пусть вас не смущает возраст: чемпион и в 35 лет даст фору всем конкурентам в смысле физподготовки. Вот, кстати, и о конкурентах. Есть ли они? А ЕСТЬ ЛИ МАЛЬЧИКИ? Накануне сезона казалось, что конкуренция окажется как никогда острой. Да, собственно, и после первого этапа чемпионата, завершившегося нокаутирующей победой Шумахера и «Феррари», стихли далеко не все голоса. Действительно, прошлый сезон Скудерия и ее лидер провели далеко не блестяще, с длительными провалами, с нехарактерными ошибками пилотов и персонала. Первенство было обеспечено на самом финише, а отрыв составил лишь два очка. «Уильямс» и «Макларен» не были слабее именно как команды, сказалась скорее нехватка победного опыта у их пилотов. Но опыт накапливается, Шумахер, по идее, должен постареть, «Феррари» – пресытиться победами. Здесь-то из-за спины и выскочат конкуренты, тем более что к двум преследователям должна присоединиться еще и «Рено». А чем больше охотников, тем меньше у жертвы шансов. Впрочем, первый этап этой охоты напоминал скорее милицейские погони недавних лет, когда «Жигули» правоохранительных органов пытались гоняться за бандитскими «Мерседесами». Тут уж успех от количества догоняющих никак не зависит – шансов нет. Конечно, многое может измениться – сезон длинный, однако роль шумной массовки с мигалками уготована подавляющему большинству гонщиков. Посмотрите внимательно на заявочные листы команд и послужной список пилотов. Десять конюшен. Из них половина не имеет в активе ни единого выигранного Гран-при, ни одного поула, ни хотя бы быстрейшего круга! «Феррари», «Уильямс» и «Макларен» – высшая лига. Участь прочих – попадать в кадр лишь на старте, а чем там у них закончится, узнаем из финишного протокола. В индивидуальном зачете ситуация похожая. Шумахер единственный, кому удавалось когда-либо побеждать в чемпионатах. По числу выигранных этапов он превосходит всех остальных месте взятых более чем в два раза! По-моему, очевидно, что, если он будет жив-здоров, избежит дисциплинарных санкций, если «Феррари» вдруг внезапно не ослабеет, а соперники не совершат невероятного рывка, иными словами, при нормальном развитии событий Шумахер просто не может проиграть чемпионат! Но если бы дело было только в отсутствии интриги. КТО ПЛАТИТ ЗА МУЗЫКУ? Как и любое коммерческое предприятие, «Формула-1» стремится к извлечению прибыли. Прибыль – это публика на автодромах, это телевизионные и спонсорские деньги. В минувшие два сезона впервые на трибунах появились незаполненные места. Впрочем, происходило это лишь во время первых квалификационных заездов, но для королевских гонок эти маленькие прогалины стали большой неприятностью. Однако не большей, чем падение телерейтингов. В 2002-м вообще была катастрофа. Даже в Германии интерес к бесконечным победам Шумахера снизился. В минувшем сезоне положение почти выправилось, но цифры наверняка вновь поползут вниз, если на «Феррари» и ее лидера не найдется управы. Двухчасовая езда без обгонов, столкновений и борьбы, когда лидер не меняется с первого до последнего круга, абсолютно неинтересна. Введенные с этого года технические ограничения очевидно не способны кардинально изменить ситуацию. На отдельных этапах при определенном стечении обстоятельств они на что-нибудь повлияют, но исход чемпионата и интерес болельщиков к нему будут зависеть явно не от этого. Соответственно, спонсоры вряд ли окажутся заинтересованы в финансировании в прежнем объеме команд, особенно если это команды не из «высшей лиги». Знаете ли вы, что крупнейший сотовый оператор России поддерживает «Заубер», вкладывая в конюшню несколько миллионов долларов? Если и знаете, то не потому, что видели его рекламу на бортах болидов, а потому, что читали об этом или фотографии с рекламных плакатов этого оператора встречались вам на улице. Аутсайдеры, как уже было сказано, не попадают в кадр. Но есть и другая проблема. Автогонки издавна вотчина производителей табака. Сегодня они вкладывают в рекламу на «Формуле» уже сотни миллионов, потому что больше рекламировать сигареты просто негде. Но в конце 2002 года Евросоюз ввел новые ограничения на табачную рекламу, и болиды стали выходить на трассы в довольно причудливом виде. Где-то вместо названия марки сигарет красовался вопросительный знак: мол, догадываетесь, что тут должно было быть написано? Где-то вместо запретного логотипа появлялся другой, но стилизованный под запрещенный, и т.п. Изобретательность похвальная, но про-изводители хотят получать полноценную рекламу. Так под угрозой исключения из календаря оказался ряд европейских Гран-при, в том числе самый, по-моему, интересный – бельгийский. Именно это далеко не в последнюю очередь заставляет «Формулу» расширяться. Впервые сезон будет состоять аж из 18 этапов, и два из них впервые же пройдут в Бахрейне и Китае, где отродясь не было ни гонок, ни гонщиков, зато есть неохваченные рынки, куда можно продвигать и «Формулу», и никотин. До конца десятилетия «Формула-1» должна прийти в Турцию, Индию, Южную Корею – страны с общим населением более миллиарда, а значит, гоночный продукт еще будет пользоваться большим спросом, даже если интрига в борьбе за чемпионство так и останется воображаемой. Хотя... Шумахер ведь не вечен. И мыть покрышки в Индийском океане предстоит наверняка уже другим чемпионам. "
0