665

Интервью с шефом Voxtel-a

Уже более двух месяцев в Молдове работает Франсис Желибтер, - новый генеральный директор совместной молдо-француской компании "Voxtel", - оператора мобильной связи, которому недавно исполнилось 5 лет. Прошедшие два месяца были также и временем телекоммуникационной войны, начавшейся между Молдовой и Приднестровьем 9 сентября. Оценку сегодняшней ситуации в Молдове в области мобильной связи и перспективам развития, а также проблеме глушения сигнала GSM Франсис Желибтер дал в интервью агентству "InfoMarket.MD Франсис Желибтер, 45 лет. 20 лет профессионального опыта, из которых 9 - в области телекоммуникаций. Кандидат экономических наук, защитился в Сорбоне (Франция) и в Лениградском государсвтенном универститете (экономический факультет). Француз с польскими корнями, которой, как он сам говорит "комфортно чувствует себя в стране, где есть импонирующие ему славянские и латинские традиции". - Находясь в Молдове два месяца, можете ли вы дать оценку рынку мобильной связи в стране? - В этом году рынок очень бурно развивался. У нашей компании за год появилось 116 тыс. новых клиентов, это прибавление к 199 тысячам, которые уже были по состоянию на декабрь прошлого года. По нашей оценке за год охват населения услугами мобильной связи увеличился с 10,5%-11% до 15% - это очень сильный скачек. - А с чем вы его связываете? - Есть несколько моментов. Прежде всего, хороший рост мобильных телекоммуникаций зарегистрирован в 2003 году во всех восточно-европейских странах и СНГ. Во-вторых, эти услуги становятся более необходимыми, доступными, демократичными если хотите. В-третьих, и это связано с Молдовой, - общий фон развития экономики и большие потоки финансовых средств из-за границы от граждан, которые там живут и работают. - Каким вы видите 2004 год? - Мы всегда осторожны в своих прогнозах, но, думаю, что в 2004 году развитие продолжится, но с небольшим замедлением. Думаем, что охват населения услугами мобильной связи достигнет 17,5%, для "Voxtel" - это 350-360 тыс. абонентов. - В некоторых средствах массовой информации, как в Молдове, так и в Приднестровье, появляются прямые и косвенные намеки на то, что деятельность "Voxtel" является одной из причин телекоммуникационной войны… - Есть два вида "наступлений" на нашу компанию: либо мы ничего не делали, либо делали это себе назло. Хотя мне не понятно, зачем нам создавать себе проблемы? Для меня самое главное – это отношение к нам со стороны клиентов, для решения их проблем работает наша специальная служба заботы о клиентах. Кстати, за прошедшие два месяца мы приобрели 25,1 тыс. новых абонента, тогда как за аналогичный период прошлого года – 21,8 тыс. Мы благодарны людям за то, что и в этой сложной в области связи ситуации они доверяют "Voxtel". Мы знаем, что особенно "активно" на нас наступили "Первый канал в Молдове" и одна еженедельная газета, но я бы не стал их класть в одну корзину. Что касается телеканала, то, поскольку я много работал в России, считаю "Первый канал" наряду с "НТВ" - самыми профессиональными в этой стране. Я ожидал аналогичного уровня профессионализма от "Первого канала в Молдове". Не хотелось бы думать, что они ставят коммерческие интересы выше профессионализм канала. Я все-таки надеюсь, что речь идет о непонимании, и профессионализм, в конце концов, возьмет верх. Что же касается газеты, то создается впечатление, что полоса, на которой регулярно появляется "Voxtel" кем-то заказана, и из номера в номер эта история повторяется. В последний раз (это совсем интересно), меня обвинили в сговоре с чиновниками, с которыми мы вместе, якобы, подаем какой-то сигнал против Приднестровья. Мне даже странно было, что меня не обвинили в том, что я лично ввел новый национальный план нумерации в Молдове… - Виновна ли компания "Voxtel" в войне? - Не мы располагаем возможностями глушения частот – это спецоборудование, которого нет у "Voxtel" и никто из нас не имеет доступ к частотам. Во-вторых, может, некоторые об этом забывают, мачта, которая сейчас используется "ИнтерДнестрКомом" для глушения GSM строилась с июня 2003 года, не с 9 сентября. В-третьих, не я создавал новый план нумерации и не я говорил, что не хочу договориться с Приднестровьем о его внедрении. Все наоборот: "Voxtel" и его клиенты – заложники этой войны. - Есть ли данные о потерях вашей компании из-за глушения сигнала? - За октябрь товарооборот уменьшился на $300 тыс. – это где-то 12%. Из этой суммы половина – это из-за уменьшения трафика, потому что в некоторых зонах не удобно говорить, мы извиняемся за это; и половина – это меры по компенсациям. Что касается компенсаций, мы, во-первых, переводим неиспользованные минуты на следующий месяц или же, по выбору клиентов на любое удобное для них время, во-вторых, предоставили возможность бесплатного выбора оптимального для абонента пакета и в третьих – мы не тарифицируем переговоры длительностью менее шести секунд. - Почему именно шесть секунд? - После появлени проблем со связью, мы заметили рост количества коротких звонков. Это, возможно, наши абоненты в некоторых зонах не могли дозвониться. И, поскольку никак нельзя определить, какие короткие звонки были успешные, а какие – нет, мы решили считать, что все короткие звонки за период с 13 октября, связаны с проблемой глушения сигнала и не тарифицировать их. Мы подсчитали, что к концу этой недели, "шестисекундная компенсация" выльется в 400 тыс. бесплатных минут. И если проблема не будет решена, нам, видимо, придется продлить эту компенсацию. - Что предпринимает "Voxtel" для того, чтобы приблизить завершение войны? - Прежде всего мы принимаем меры по защите клиентов. Наш главный акционер – "FranceTelecom" - обратился к первому лицу Международного Союза Телекоммуникаций, эксперты которого затем побывали в Молдвое. Мне кажется, что было бы не сложно найти компромиссное решение, но мешают политические моменты. Важно, чтобы стороны хотя бы на час забыли, кто и в чем виноват, забыли, как называли друг друга и т.п., а сели и решили проблему. Это как в семье, когда возникают разногласия, доходят до апогея, грани развода, но потом кто-то все-таки думает о том, что надо жить дальше и стороны идут на контакт. - Что вы думаете о выдаче третьей лицензии на оказание услуг мобильной связи в Молдове? - Во-первых, я не считаю, что появление третьего оператора принесет какую-то пользу стране или абонентам. Сейчас не отсутствие конкуренции является причиной сохранения, не снижения цен, а система взаимоотношений с "Молдтелекоком", - видимо, у него есть свои сложные проблемы и нужно время, чтобы их решить. Во-вторых, если кто-то хочет, пусть получает лицензию. "Voxtel" не боится третьего оператора. Международный опыт показывает, что появление на рынке третьего оператора – это угроза для второго. Но если появится третий, то лицензию он должен получить на тех же условиях, что и мы - заплатить за лицензию $8 млн. и $1,6 млн. за дополнительные частоты. Насколько я понимаю, для бюджета Молдовы эти 110 млн. леев очень нужны. - Есть ли на ваш взгляд, перспективы развития в Молдове стандарта CDMA, используемого "ИнтерДнестрКомом". - У этого стандарта очень ограничены возможности роуминга, потому что он немного используется в России и Румынии. У нас же, например, 180 партнеров по роумингу по всему миру, где GSM очень активно развивается и является наиболее распространненным не только в Европе, но и в США и в Южной Америке. К тому же я не вижу, чтобы цены "ИнтерДнестрКома" были привлекательными: за $15, заплаченных за услуги "Voxtel", абонент получает 150 минут переговоров; за те же деньги у "ИнтерДнестрКома" абонент получает 35 минут или 70 минут в сети. К тому же, как вы думаете, перейдет ли абонент компании "Voxtel" или "Moldcell" к приднестровскому оператору, если знает, что тот глушил сигнал GSM и открыто об этом заявлял? - Компания "Moldcell" получила сертификат от Торгово-промышленной палаты о том, что данная ситуация (глушение) является форс-мажором… - Мы тоже получили такой сертификат, но я не думаю, что нужно этим сейчас пользоваться; мы надеемся, что этот конфликт скоро решится. Мы, прежде всего, работаем для того, чтобы защитить своих клиентов, а не защититься от них. - Ходят слухи о том, что "Voxtel" переходит на стандарт GSM 1800. Можно ли решить проблему глушения переходом на этот стандарт? - Нет, мы сейчас не переходим на GSM 1800. У нас несколько недель идет тестирование на предмет того, если не дай Бог, электронная война продлится. Может, тогда нужно будет менять стандарт, но, надеюсь, этого не произойдет. Есть свои плюсы и минусы в подобном переходе. Ведь как глушили GSM 900 , так могут глушить и GSM 1800, хотя в данном случае, это бы означало, что "кто-то" предоставляет им спецоборудование для использования в нелегальных целях... К тому же переход на 1800 стоил бы не мене $2 млн., а кто бы платил за это? - Вы говорите, что тестируете 1800, значит, у вас уже есть необхдимое оборудование? - 1800 – это тоже GSM и у нас есть оборудование, необходимое для тестов, не более того. Мы занимаемся тестированием потому, что уже два месяца эта проблема не решается. Я не хотел бы, чтобы создавалось впечатление, что переход на 1800 является гарантированным решением, - надо решать проблему политическую. Сегодня, например, в Приднестрвоье нет и международной связи. Как ответственные люди могут не думать об этом? - Но у них есть связь через операторов других стран… - Хотелось бы верить, что если есть операторы не молдавские, которые этим занимались, после появления письменного указания от Международного Союза в области Телекоммуникаций о том, что единственным признанным планом нумерации является план, введенный с 1 ноября, они это прекратят. В противном случае это будет означать их открытую нелегальную деятельность. - Каким вы видите рынок в 2004 году, после его либерализации и что нового предложит "Voxtel" своим клиентам? - Я надеюсь, что либерализация рынка позволит достаточно серьезно и быстро снизить цены на международные переговоры, я очень бы этого хотел. Сегодня у нас нет собственной международной сети и за выход на нее я плачу "Молдтелекому" 80% от стоимости звонка. Надеюсь, что в будущем году цены будут ниже. Что же касается "Voxtel", в 2004 году у нас продолжится большая программа премий, она будет еще более выгодной для клиентов. Хотя и сегодняшняя цена минуты переговоров – в среднем $0,11, я считаю, достаточно доступная. В будущем году мы будем расширять услуги по передаче неголосовых данных, например SMS-чат, - возможность послать один SMS на несколько номеров одновременно. 2004 год будет достаточно активым и в области инвестиций. Мы планируем активизировать работы по денсификации, - в местах, где регистрируется большое количество абонентов, добавляются новые антенны и возможности, позволяющие клиентам свободно говорить. В этом направлении мы планиуем в 2004 году инвестировать больше, чем $3 млн. Второе направление – улучшение покрытие. Наша цель - предоставить в 2004 году покрытие для еще 150 тыс. жителей, – это достаточно большой рывок, на эти цели предусмотрено более $1,5 млн. И, в-третьих, в 2004 году нам поданобится более мощный SWITCH – оборудование для подключения к сети, стоимостью более $3 млн. Сегодняшние мощности рассчитаны на 350 тыс. абонентов, мы же планируем, что к концу будущего года у нас будет порядка 350-360 тыс. клиентов. - Во что оценивается объем инвестиций "Voxtel" в развитие сети и в экономику Молдовы? - Мы инвестировали $70 млн., из которых $7 млн. – в этом году и еще $1 млн. будет инвестирован в декабре. - Является ли "Voxtel" рентабельным предприятием? - С 2002 года "Voxtel" получает прибыль. Сейчас возвратность инвестиций составляет 10%, - не могу сказать, что это плохо, но и не очень много. - Кто сегодня является акционерами "Voxtel"? - Я буду округлять: 51% - "France Telecom", 4% - "Orange Romania", 30% - "ММТ-БИС" (молдавское предприятие с датским капиталом), и 10% - "Молдтелеком", 5% - Международная финансовая корпорация (группа "World Bank"). - Кстати, вы уже вернули им кредит, который брали в 1998 году? - Возвращаем с конца 2001 года. Кредит на общую сумму $35 млн. рассчитан на семь лет. В этом году мы погасили $6,2 млн. - Ваши прогнозы финансовых показателей "Voxtel" по итогам 2003 года? - 300 млн. леев дохода, больше пока сказать не могу. http://press.try.md/view.php?id=35777&iddb=Interview
0