Смысл жизни (1)
Я часто думаю: "Где я в этом потоке?"Чингисхан.Прежде чем попытаться ответить на вопрос о смысле жизни, необходимо разобраться, в чём субъективно видело до сих пор человечество свои идеалы, смысл своего существования, совокупность всех своих чаяний. Также необходимо понять, почему вообще нас мучит этот вопрос. Естественно, что я могу только приблизительно перечислить те понимания, с которыми я встречался. Если вы найдёте то, чего принципиально не хватает, или что-то, описанное неправильно, пришлите мне пожалуйста ваши дополнения, и я их включу в этот список. Кроме понимания смысла жизни важно ещё, с кем ассоциирует человек этот смысл. Возьмём например такой смысл жизни, как обретение счастья. Хочет ли человек видеть счастливым себя или детей, родину, партию, правительство, человечество, Бога? Как мы видим, каждый из ниже перечисленных смыслов имеет множество приложений. Смысл жизни в получении различных удовольствий. Самое примитивное, и потому самое неопровержимое понимание смысла жизни. В собранном виде превращается в стремление к деньгам, как концентрации всех удовольствий. Но чаще человек замыкается на нескольких, или даже на одном наслаждении - карьера, азарт, семья, секс, слава. Если цель слишком мелкая, чтобы человек мог удержать её в виде смысла жизни, то это вынуждает его быстро переключаться с одного желания на другое. Смысл жизни в самой жизни. Живи и давай жить другому. Это тот же смысл, что и предыдущий, только смягчённый компромиссом с окружающей действительностью. Я не делаю пакость вам, вы не делаете пакость мне. Власть. Сделать человечество не разрозненным, а единым, объединённым сильной властью. Каждый знает своё место, наиболее же достойный становится во главе пирамиды. Избранность, сила. Выделить избранных, становиться всё более и более исключительным, совершенным. То общество сильнее, которое поддерживает сильных, а не слабых внутри себя. Знание и созидание. Поставить Я человека над законами природы. Безграничное расширение сознания. Создание и поддержание всё более сложных систем, каковым является, например, человечество, по отношению к человеку. Построение храма культуры. Каждое творение это - кирпичек храма, а мы все его жители и строители. В общем, то же созидание, только без заранее заданного критерия (то есть критерий интуитивный), что же этим созиданием, культурой является. Мечты, развитие, поиск. То есть поиск ради поиска. В том числе бесконечное обсасывание проблемы смысла жизни. Братство людей, справедливость. Коммунистический идеал, не требующий комментария. Свобода от природы, от общества, от смерти, и от собственных желаний тоже. Свобода обычно не является идеалом сама по себе. Это скорее добавка ко многим другим смыслам жизни. Альтруизм, добро. Здесь есть много подвидов. Одни считают, что эгоизм исчезнет, и надо к этому стремиться. Так полагают, например, многие восточные религии. Другие считают, что эгоизм не исчезнет, а будет исправлен, и использован ради добра. Кто то пропагандирует милосердие, другие пытаются силой вбить добро в головы людей, считая, что цель оправдывает средство. Любовь, как сильное чувство, не в возвышенном (добро) и не в физиологическом (секс) понимании этого слова. Сюда можно включить и ненависть, как обратную сторону любви. Эти чувства бывают настолько сильны, что человек начинает только в них ощущать смысл жизни. Полный смысл скрыт от нас, скажем, под названием Бог. Нам же пока необходимо верить, и делать мелкие шажки к нему, на которые нам указывают идущие впереди нас, а то и сам Бог. Превратив каждое своё движение, и каждую мысль в приближение к Нему, в выполнение того, чего Он от нас хочет. Счастье. Чтобы все были счастливы. Просто, но абстрактно. Не надо искать какого-то абстрактного смысла жизни, или смысла жизни для всего человечества. Найди его для себя. И исправь самого себя, чтобы нести радость тем, кто конкретно тебя окружает. А вот если это сделают все, то и наступит всеобщее счастье. Очень конкретный смысл, в отличие от предыдущего. Такого смысла жизни, вроде бы, масоны придерживаются. Смысл как бы не в том, чтобы бегать за недостижимым, а в том, чтобы сделать сейчас то, от чего всем будет лучше. Скажем не получается любить, неважно, будем держать дистанцию, лишь бы не ненавидеть. Не удаётся достигнуть взаимопонимания, ничего, заменим его на голосование. Зато не передерутся. Демократия, одним словом. Смысл жизни состоит в том, чтобы из нашей жизни, из нашего низменного положения, ощутив пустоту и эгоизм этого состояния, обратиться к Творцу, являющему собой верх совершенства, и тем самым как бы замкнуть самую низкую и самую высокую точку творения. Всё в Его власти, кроме нашей просьбы, нашего обращения, и только этого обращения Он ждёт. Это является идеалом каббалы. Естественно, есть много идеалов, которые объединяют несколько, а то и все, из вышеперечисленных, в одну стройную теорию или веру. Но это вовсе не является критерием правильности. А один умник сказал, что смысл жизни состоит в том, чтобы не думать о смысле жизни. Но почему же тогда человек так стремиться найти этот самый смысл. Наверное потому что подспудно ощущает, что смысл существует, и что он то и определяет всё в нашей жизни, являясь по сути дела Богом, Творцом. Однако проблема заключается в том, что на любом идеале человечество набивает себе шишки, стремясь к нему, оказывается в войне, нищете и страданиях. Приходя, при этом к выводу, что выбранный смысл ложен или недостижим. Почему всё это происходит? Почему все теории рушатся, и на нашу долю достаётся эмпирический путь постижения смысла, то есть путь страданий? Допустим, что объективный смысл жизни существует. Какими критериям, по различным мнениям, он должен удовлетворять? Во-первых он должен быть истинным, что подразумевает, в частности, окончательность. Назовём это свойство "правда". Во-вторых, он должен быть обобщающим, включающим в себя все наши стремления и вообще всё происходящее. Назовём это свойство "мир". В-третьих, он должен в равной мере относиться ко всем частям мироздания, быть достижимым и реальным для всех. Это свойство подразумевает, в частности, полную свободу всех частей, так как зависимость означает неравенство. Назовём это свойство "справедливость". В-четвёртых, он должен исключать страдания. Назовём это свойство "милосердие".Однако сами эти критерии, видимо, противоречат друг другу. Так, например, "истина у каждого своя", это компромисс между критериями "правда" и "мир". Правда несовместима зачастую и с "милосердием", потому как что поделаешь со страданиями, ставшими фактом? Так же и "справедливость" противоречит "милосердию", как бы мы эту справедливость не понимали. Поэтому всем идеологиям или верованиям, в том числе, собственно вышеперечисленным идеалам, приходилось отказываться от каких либо из критериев, или опосредовать их применимость через какие либо условия. Всё это приводило в конечном итоге к разочарованиям и трагедиям. Так, например, идеология избранности и силы - фашизм - основывается только на критерии "правда", отрицая все остальные, и понимая под правдой только правду силы. Мы не можем, из за выявленных противоречий, логически или чувственно постигнуть объективный смысл жизни. Максимум, чего мы можем достичь, это всеобъемлющего стремления к нему, что в конечном итоге может совершить, так необходимый нам, переворот в наших чувствах и логике. И тем не менее, объективный смысл жизни существует, абсолютно удовлетворяет всем четырём критериям, и он достижим, а иначе почему мы существуем?