1607

Женщина в свете античной эротики: традиционные взгляды и реальность

http://www.archaeology.ru/ONLINE/Krupa/index.htmlКрупа Т.Н. Женщина в свете античной эротики: традиционные взгляды и реальностьМузей археологии и этнографии Слободской Украины Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4 Положение основной массы женщин в античной Греции хорошо иллюстрирует древняя поговорка: "Сидит дома, прядет шерсть". А Марциал, живший в начале новой эры, достаточно точно и емко характеризует положение женщины: Надобно, Приск, чтоб женщина была в подчиненье у мужа,Иначе равенства, верь, между супругами нет 1. Еще более откровенна римская поговорка: "Колотить следует орехи, осла и женщину"2. Женщина-идеал древнего грека - Пенелопа, прождавшая своего неуемного супруга двадцать лет, пытаясь защитить, при этом, и собственного ребенка 3. Однако в античном обществе существовала категория женщин, не попадавших под такой идеал ни по стилю жизни, ни по отношению к ним общества. Речь идет об уникальном, в своем роде, социальном институте - институте античной гетерии, которая, в свою очередь, является закономерным результатом античного мировосприятия, основанного на принципе гедонизма. Гедонизм как учение утверждает наслаждение, чувственное удовольствие (телесное и духовное) как высшую цель, смысл жизни и основной мотив поведения. Согласно этому учению подлинное счастье заключается в удовлетворении физических желаний. Стремление к наслаждению рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное природой и предопределяющее все его действия. Одними из составляющих античного гедонизма являлись античные сексуально-эротические традиции. Развитие собственно сексуальных - эротических традиций началось с принятием законодательства Солона (VП-VІ вв. до н. э.), когда впервые стали рассматривать проституцию как общественный институт. В отличие от восточных течений развитие в Древней Греции протекало в соответствии с гедонизмом исключительно по пути совершенствования мастерства женщин, владения собой, своим телом и умение усладить мужчину. Их отличало не только сексуальное мастерство, но и умение поддержать беседу, быть больше другом, нежели чисто проституткой в современном понимании. Что касается чисто сексуальных методик, то они касаются практически только женщин. В римское время - время античной куртуазности, появляются практические рекомендации и для женщин. Особенно преуспел в этом отношении Овидий. Будучи человеком достаточно свободных взглядов (даже с точки зрения свободных нравов римского общества первых вв. н.э.), Овидий пишет произведение "Искусство любви", в котором и посвящает целую книгу женщинам - "Искусство любви", книга 3, придавая эротическому искусству чрезвычайно важное значение. Что же известно в настоящее время об античном сексуальном искусстве? Ученные, в силу определенных причин, мало уделяют внимания этому щекотливому вопросу. Как свидетельствуют исторические данные, в Греции практиковалось широкое использование следующих сексуальных поз: женщина на спине (supinа), женщина нагибалась вперед, стоя на коленях или на всех четырех конечностях (prona), женщина сверху (pеndula). Интересно отметить, что боковая позиция (lateralis) совершенно не отмечается ни письменными, ни изобразительными источниками. Как видим, подавляющее большинство составляют примеры эротических поз, в которых женщине отведено подчиненное положение 4. Совсем иная ситуация в древнем Риме. Зарубежные исследователи объясняют это результатом более значимого, в социально-экономическом плане, положения женщины в древнеримском обществе. Юридическая защищенность римской матроны, соответственно, сказывалась и на ее степени сексуальной свободы: № Позиции Древняя Греция Древний Рим 1 Lateralis (боковая позиция) 0 % 0 % 2 Semisupina (полусидящая, полулежащая на боку женщина) 38,2 % 16,4 % Supina (женщина на спине) 26,7 % 3 Prona (женщина нагибалась вперед, стоя на коленях или на всех четырех конечностях) 41,8 % 15,5 % 4 Pendula (женщина сверху) 20 % 40,5 % Данные таблицы составлены на основе обработки 55 греческих и 115 римских письменных источников 5. К сожалению, аналогичный северопричерноморский материал достаточно скуден. И изучение этого вопроса, по нашему убеждению, еще только находится в начале пути. Однако имеющийся в нашем распоряжении херсонесский материал первых вв. н.э. также подтверждает вышеизложенный вывод. На римских светильниках представлена именно prona с различными вариациями: женщина лежит сверху мужчины (рис.1) 6, женщина сидит сверху мужчины (рис.2) 7, мужчина стоит и поддерживает находящуюся к нему лицом женщину (рис.3) 8. Но судя даже по этим отрывочным данным можно заключить, что херсонесское общество также придерживалось тех же постулатов, что и остальной античный мир в это время. И степень раскрепощенности отдельных категорий женщин города была достаточно высокой. Говоря о трактовке снов моралист Артемидор обращает внимание и на эротические сны, способные пролить свет на "женский вопрос" в период поздней античности. Он строит свой анализ на различении трех типов половых актов ("соединений"): во-первых, это "соединение", сообразное закону, а также "естеству" и "обычаю", во-вторых, "соединение, противное закону", и, наконец, соединение, "противное естеству". Три персонажа прежде всего фигурируют в тексте, воспроизводя традиционный ряд трех доступных сновидцу категорий женщин: жена, любовница, гетера. Если снится "соединение" с супругой, это благоприятный знак, поскольку оно признанно и законно, а "жена есть для сновидца его ремесло и занятие, доставляющее ему удовольствие, или же то, над чем он начальствует и властвует". Поэтому "сон означает что от всякого такого будет ему [сновидцу] выгода, потому что и от выгоды людям приятно, и от любовных соединений приятно". В этом отношении нет никаких различий между супругой и любовницей. Иное дело гетеры. Анализ, предлагаемый Артемидором, весьма любопытен: гетеры должны были бы сниться к добру: во-первых, видеть женщину, то есть источник наслаждения, вообще благоприятный знак, а во-вторых, они "прозываются податливыми и отдаются без отказу". В конечном счете, "соединение с гетерами в блудилище означает малый стыд и малый расход", ведь и посетители таких домов испытывают и стыд, и расход", что, несомненно, несколько понижает ценность события, о котором говорит сон, изображающий этих женщин. Но особенно отрицательно влияет на значение сна место встречи с гетерами; тому есть две причины. Одна лингвистическая: хотя слово, которым именуют "блудилище",обозначает также и мастерскую, и лавку, что придает ему положительное оттенок, его, равно как и кладбище, зовут еще "местом для всех", "общим местом", короче говоря, публичным домом. Вторая причина касается мотива, весьма распространенного в сексуальной этике философов и медиков, - речь идет о пустой трате спермы, о ее потере без "прибыли", то есть без потомства, которое должна приносить женщина: в блудилище же "семя человеческое" погибает зря. Ввиду такого двойного основания сон о посещении гетеры может предвещать смерть. В дополнение к классической триаде "жена - любовница - проститутка" Артемидор упоминает и случайных, или "незнакомых", женщин. По мнению Мишеля Фуко, смысл такого сна зависит прежде всего от социальной значимости представленной в нем женщины: если она "хороша собой, приятна, в дорогих тонких платьях и с золотыми ожерельями, а в любви податлива", тогда сон к добру. Если же она "стара, некрасива, отвратительна, дурно одета, бедственно живет и неподатлива", тогда предсказание неблагоприятно 9. Эротические фрески покрывали дома патрициев Помпеи и Геркуланума. Фаллос вместе с эротическими заклинаниями был тогда не только символом плодородия, но и носил религиозный смысл. Порнографические изображения испещряли амулеты, носимые на счастье. Однако было бы ошибкой по одним только дошедшим до нас свидетельствам судить о нравах той эпохи. В целом эротика занимала в жизни древних ненамного больше места, чем у современных людей. Однако внешнее выражение ее было несколько отличным от современности. И это закономерно: другая эпоха - другие формы самовыражения. Поэтому греки на продажную любовь смотрели без предрассудков. Дело не только в том, что женщины, которых можно было нанять за деньги, звались гетерами, что можно было бы перевести как "подательницы радости" или "подруги"; дело еще и в том, что об этих жрицах Венеры говорили, писали совершенное открыто и без тени смущения, а весомейшая роль, которую они играли в частной жизни, нашла свое отражение также и в греческой литературе. Существовало множество сочинений как о гетерах вообще, так и о гетерах отдельных городов, особенно таких, как Коринф или Афины. Считаем, что такое развитие событий являлось, и, возможно, является и в наши дни, закономерным результатом менталитета патриархального общества. Общество, ориентированное на подавление женщины как социальной единицы, по свидетельству последних гендерных исследований, обречено на извечный конфликт. Это конфликт, способный выливаться и в откровенное использования женщинами своих специфических возможностей для управления мужским коллективом. За долгие годы такого конфликта выработался определенный стиль поведения женщин. Конечно, можно обвинять женщин в приспособленчестве. И это, по нашему мнению, проще всего. Но, если посмотреть на проблему с другой стороны, проанализировать многовековой опыт выживания женщин в обществе с приоритетным мужским менталитетом, то можно прийти к заключению, что такая форма поведения является самой приемлемой и щадящей. Это, своего рода, "статус кво", когда конфликт не приобретает ярко выраженного противостояния - с одной стороны, но с другой - идет постоянная борьба за самореализацию женщины. И этот вопрос не только не утратил своей актуальности в наши дни, скорее наоборот - он является одним из животрепещущих 10. Собственно проститутки, расквартированные в публичных домах, занимали самую нижнюю ступень внутри социального слоя, их называли не гетерами, но просто "шлюхами". В Афинах учреждение публичных домов приписывали мудрому Солону. Проститутки в публичных домах выставлялись напоказ очень легко одетыми или даже совсем без одежды, так что любой посетитель мог совершать выбор, руководствуясь собственным вкусом. Из доходов, полученных за счет заработков девушек, содержатель публичного дома должен был выплачивать ежегодный налог государству, так называемый проституционный налог, собирать который назначался один или несколько специальных чиновников. Вознаграждение, которое посетитель выплачивал девушкам, также фиксировалось особыми чиновниками - агораномами. Публичные дома, как и вся система проституции в целом, находились под надзором городских должностных лиц - астиномов, в обязанности которых входило поддержание общественных приличий и разрешение споров. В приморских городах большинство публичных домов размещалось, по всей вероятности, в прилегающих к гавани кварталах; по ясному свидетельству Поллукса, в Афинах дело обстояло именно так. Однако в районе под названием Керамик, по Гесихию, также можно было обнаружить множество публичных домов самого разного пошиба. Греческие авторы мало говорят об устройстве публичных домов, их убранстве и внутреннем распорядке, но мы вправе предположить, что они едва ли многим отличались от публичных домов Рима и Италии, относительно которых мы информированы достаточно хорошо. На самом деле, греко-римский "дом радости" доступен и в наши дни. Речь идет о лупанарии в Помпеях. О его предназначении и поныне напоминают многочисленные эротические, часто даже с примесью порнографии, фрески и надписи на стенах. Гораций и другие римские авторы называют публичные дома "дурнопахнущими", что, по-видимому, свидетельствует о грязи и нечистоте, а согласно Сенеке, посетитель уносил этот запах на себе. С мрачным удовлетворением в своей язвительной сатире говорит Ювенал об императрице Мессалине, торговавшей своим телом в публичных домах. Судя по письменным свидетельствам, взгляды древних не позволяли им относиться к посещению публичных домов как к чему-то предосудительному. А сексуальные оргии часто совмещались с пиршествами. Мы располагаем эпиграммой Асклепиада, в которой он отправляет товарища на рынок за некоторыми покупками для веселого пира с молоденькой проституткой: тому следует купить трех больших и десяток маленьких рыб, дюжину креветок и не забыть приобрести шесть венков из роз (весьма характерно для греков). Одна из эпиграмм Посидиппа описывает пирушку четырех юношей с четырьмя проститутками. Одного сосуда хиосского вина явно недостаточно, и поэтому мальчика-слугу посылают к виноторговцу Аристию сказать тому, что в первый раз он прислал кувшин, наполненный лишь наполовину. Такие сцены пира, как известно, встречаются довольно часто, особенно в античной иконографии. Не исключение и более откровенные изображения, например, эротический сюжет римского времени на краснолаковом светильнике из Херсонеса 11. На щитке светильника хорошо видна сцена пира троих мужчин и одной женщины, которая находиться на ложе с одним из пирующих (рис.4). Трактовка сцены не вызывает сомнений: на щитке светильника изображен эротический сюжет. Гетеры же стояли на гораздо более высокой ступени и занимали куда более важное положение в частной жизни греков. От обитательниц публичных домов, равно как и в отличие от проституток мужского рода, которые также существовали в эту эпоху, их отличали как уважение, которым они пользовались в обществе. Многие из них отличались утонченной образованностью и бойким остроумием; они знали, как очаровать наиболее выдающихся деятелей своего времени, - полководцев, политиков, писателей и художников - и как надолго привязать их к себе; они являются наглядным воплощением существования, отмеченного смешением утонченных интеллектуальных и чувственных удовольствий, - существования, которое так почиталось греками того времени. В жизни почти каждой замечательной личности, игравшей выдающуюся роль в истории эллинства, различимо влияние какой-нибудь знаменитой гетеры. Большинство современников не находили в этом ничего предосудительного. В эпоху Полибия прекраснейшие здания Александрии носили имена прославленных флейтисток и гетер. Портретные статуи таких женщин устанавливались в храмах и других общественных строениях рядом со статуями заслуженных полководцев и политиков. И слабеющее чувство чести греческих свободных государств не видело ничего зазорного в том, чтобы венками, а иногда даже алтарями и храмами почтить гетер, которые были близки с выдающимися деятелями. Нетрудно понять, что там, где отношение к проблеме проституции было столь свободно от предрассудков, также и литература (причем в отличие от нас, безусловно, не только медицинского и судебного характера, но и беллетристика) обстоятельно трактовала тему жриц Афродиты. У греков имелась обширнейшая литература, посвященная гетерам, некоторые такие сочинения, подобно "Разговорам гетер" Лукиана, дошли до нас целиком, другие - в виде более или менее пространных отрывков. Лукиан набрасывает чрезвычайно колоритную картину, на которой запечатлены гетеры самого разного толка и образа жизни. Махон Сикионский, который большую часть жизни провел в Александрии и был наставником Аристофана Византийского, составил книгу "Достопримечательности", где в ямбических триметрах занимательно и остроумно излагал всевозможные анекдоты из скандальной придворной хроники диадохов. Нетрудно сразу же предположить, что в этой книге, утрата которой достойна самого большого сожаления, важную роль играли гетеры, и это предположение подтверждается подробными извлечениями, сделанными из нее Афинеем. Наряду с Махоном Афиней имел в своем распоряжении немало других книг о жизни гетер, многочисленные детали из которых он приводит в своих "Пире ученых мужей" (особенно в 13-й книге) 12. Особо хотим остановиться на северопричерноморском материале, отражающем эту проблему. Речь идет о переписке античного Херсонеса и римской администрации на заре н.э. Суть переписки в том, что руководство римских войск, расположенных на территории города, решило повысить размер подати, взимаемых с херсонеситок легкого поведения, чем нарушили вековые устои города: "II. Раньше мы, доверяя царским рескриптам, памяти консуляров и судебным решениям трибунов касательно… проституционной подати, считали себя вправе иметь полную уверенность, принимая во внимание, что все, касающееся наших гражданских прав, утвердил божественный рескрипт царствующих и обезопасило решение произведших суд с тем, чтобы наши права ни в чем не нарушались к общему вреду. Когда же нынешние наши гарнизонные начали нарушать столь прочные установления, не только совершая некоторые несправедливые и насильственные поступки в том, что им воспрещается, но и осмелившись чрез прошение заявить тебе свое несправедливое требование, мы сделали тебе, благодетелю нашему, донесение, прося подтвердить нам прочность дарованных и присужденных нам прав…; отсрочку же донесения, на обижающих нас, никакую невозможно было сделать ради того, чтобы твоим человеколюбием были остановлены с самого начала стремящиеся к новшествам. А для того, чтобы легче было производство расследования по сему делу с начала и …, мы предъявили тебе наше прошение к царям и переслали копию (?) полезного нам рескрипта, памяти консуляров и решение трибуна, так как и дело получило от даровавших царей такое направление, будучи передано трибуну, получившему приказ постановить о нем судебное решение. В виду этого, мы надеемся, что ты, став нашим покровителем, охранишь установленное с такою… и осмотрительностью, дабы оно имело силу в местах, подлежащих сей подати, и благорассудительно примешь представляемое тебе прошение, необходимее которого нет ничего для людей, понимающих пользу благоразумной жизни и стремящихся сохранить благоприличие нравов.III. То, что я послал Атилию Примиану касательно проституционной подати, я приказал поместить ниже, заботясь о том, чтобы ни вы не были удручаемы вопреки узаконениям, ни служащие не преступали предписанного предела.IV. Копия письма. В чем заключаются обязанности солдат, состоящих в Херсонесской вексиляции, касательно проституционной подати, покажет тебе прилагаемая копия решения Аррия Алкивиада, тогдашнего трибуна, командовавшего тою же вексиляцией, дабы солдаты не совершали ничего вопреки как воззрению его, так и явно определенной части, относящейся (?) к суду. И поскольку не может казаться, чтобы тот же Алкивиад на будущее (?) время по собственной воле принял намерение возвысить размер подати, так как он свое решение в судебной форме… уже раньше произнес, предложил и во все годы вносил подать в казначейство в установленном размере, то нет сомнения, что такой размер подати необходимо сохранять и удерживать согласно дисциплине. Позаботься о том, чтобы копия его решения, написанная разборчивым почерком, была выставлена возле…, где она могла бы правильно читаться с ровного места.V. Копия письма. Что я написал Атилию Примиану трибуну … о записке сослуживцев, которую тот же трибун прислал мне касательно проституционной подати, я приложил здесь и приказываю тебе во всем действовать согласно форме решения, высказанного тогдашним трибуном Аррием Алкивиадом, дабы они не осмеливались ничего совершать вопреки дисциплине или с нарушением прав или обидою местных жителей.VI. Копия письма. Что я написал в ответ на декрет херсонеситов с жалобою (?) на солдат, я приказал приложить здесь и вновь напоминаю - смотрите, чтобы они под предлогом… не увеличивали размера подати, уже раньше принятого и утвержденного, в ущерб вашему авторитету, не беспокоили граждан и не пытались вводить какие-либо новшества. Поставлено при архонтах с Марком Аврелием Василидианом Александром во главе. Послами были Тит Флавий Аристон и Валерий Герман." 13. Как видим (мы приводим перевод знаменитой переписки умышленно полностью: опубликованный В. Латышевым еще в начале ХХ в. он, как исторический источник, цитировался в разных контекстах, но по основной своей сути - фактически никогда) лупанарии представляли собой серьезную статью материальных доходов для античных полисов. Настолько серьезную, что ради нее шли даже на конфликт с вышестоящим начальством. Думаем, что истоки всего этого следует искать в жизненном укладе еще общества того времени, в его моральных, и религиозных, нормах. Считается, что религиозная проституция в Греции была распространена с глубокой древности. Солон на доходы учрежденных им в Афинах диктериад (публичных домов) построил храм в честь богини проституции Афродиты, против ее статуи, у подножия которой собирались процессии верных прозелитов этой богини. Другие такие же храмы находились в Фивах, в Беотии и в Мегаполисе, в Аркадии. Существует мнение, что культ Афродиты был не что иное, как культ проституции, как это доказывают различные названия, данные этой богине. Ее называют “Пандемос” - всенародной, “Гетайра” - покровительствующая гетерам, “Порне” - намек на глубокую, почти доходящую до порока, чувственность. Роль жриц этой богини часто исполняли куртизанки и способствовали, таким образом, увеличению доходов ее храмов. Таким образом, религиозную гетерию связывают с институтом гиеродулии. Известно, что для любого общества древности была характерна строгая регламентация жизни человека. Современные исследователи рассматривают это как попытку человека осознать мир и придать ему связную законченную форму, как стремление воздействовать на мир с помощью иррациональных методов 14. Религия служила своего рода образцом для этой регламентации. Таким образом, религиозные ритуалы рассматриваются как своеобразная система стрессовых “тренировок”, направленных на примирение реальной окружающей действительности и эмоционального восприятия человеком этой действительности. Все ритуалы строились следующим образом: неупорядоченность, хаос и ужас в первой части ритуала и победа миро устройства, радости и ликования - во второй 15. Одним из сильнейших инстинктов любого живого организма является сексуальный инстинкт. Поэтому и не удивительно, что у античного человека возникло и успешно развивалось на протяжении всего античного времени такое не однозначное отношение к культу богини Афродиты. С одной стороны - это полная идеализация Богини (ипостась “Урания” - небесная), но с другой - выше перечисленные эпитеты. Прославляя Афродиту, греки прославляли и тот образ жизни, который вела богиня. Любовь - основа античного мироздания. Любовь в представлении древних призвана упорядочить мир. Часто можно обнаружить в имеющейся литературе заявление, что античная культура не знала половых дивинаций. Да, констатируют большинство исследователей, античность знала, и, в какой-то мере, сознательно поощряла гомосексуализм; в мифологии можно обнаружить отголоски, пусть почетной, с точки зрения, античного человека, религиозной зоофилии или религиозного фетишизма. Для примера - мифы о Зевсе, в образе быка, лебедя или золотого дождя, и Европе, Леде или Данае. Последнее направление больше привлекает философские школы, которые сводят все к простому символизму. Возможно… Но… Мы же попробуем опровергнуть существующий тезис, что идеализируемая античность, в отличие от нашего сложного времени, была чиста и целомудренна и не знала такого явления как садомазохизм. По нашему убеждению и это достойное направление (наряду с другими) было хорошо известно античности, причем - с героических времен. Первые, и отнюдь не косвенные следы, мы можем обнаружить в мифологии. Речь идет о цикле мифов о подвигах Геракла. В одном из них, провинившись перед богами, герой попадает в полную рабскую зависимость от сильной и властной женщины - царицы Омфалы, вдовы Тмола (сына Тантала). Могучий Геракл, между прочим - сын Зевса, так прогневил высокого родителя, что тот не посчитал зазорным проучить свое дитя. Непобедимый герой вынужден был терпеть от женщины всевозможные издевательства: от ношения женской одежды, прядения вместе со служанками шерсти и занятий домашним хозяйством до того, что сама Омфала облачалась в его (!) львиную шкуру и носила его (!) палицу!16 Кто знает как далеко заходили фантазии и возможности Омфалы?… Можно возразить, что Геракл все это терпел по воле Фатума. Возможно… Продолжим наш анализ далее. Всем еще со школьной скамьи, известен другой миф - об амазонках. Где-то в далеких от Греции краях жили воинственные женские племена, не признающие мужчин. Любой путник, оказавшийся в земле амазонок, был определенным образом использован (иначе бы народ просто вымер!) и убит. И тем не менее мужчины явно стремились к контакту с амазонками, так как считали свой такой поступок подвигом. Начиная с классического времени, сохранилось большое количество сюжетов, изображающих амазономахию: войны греков с амазонками. Об одном таком сражении рассказывают мифы троянского цикла. Во время траура Ахилла на помощь троянцам поспешили амазонки во главе с царицей Пенфесилией. Прошел бой и Ахилл убил Пенфисилию, не зная, что она - женщина. Обнаружив этот факт - он влюбляется в мертвую да так, что, в припадке гнева, убивает одного из своих друзей-соратников. Взять Тезея… Этот герой также путешествовал в Гиперборею к амазонкам, сражался с ними и, по некоторым версиям, даже на одной из них - Ипполите - женился. Уже упомянутый Геракл также отличился: в результате путешествия за волшебным поясом амазонки Ипполиты, он ее убил. Подведем итог. Герой Геракл - рабство у царицы Омфалы - убийство амазонки Ипполиты.Герой Ахилл - амазономахия - гибель царицы Пенфесилии.Герой Тезей - амазономахия - женитьба на амазонке Ипполите. Конечно, можно говорить здесь и о своеобразном символизме - с точки зрения философии; о возможных конкретных исторических событиях, происшедших сотни лет назад в Причерноморье - с точки зрения истории. Но ведь можно оценить эту ситуацию и с точки зрения психологии и ее символов. Допускаем, что параллель между "прошлым" (античностью) и "будущим" (современностью) весьма условна. Уверены, что противопоставление обществом противоположностей друг другу, в силу каких-либо "объективных" причин, как показывает исторический опыт, ведет к серьезным проблемам в таком обществе, которые, ко всему прочему, имеют кумулятивное свойство. Возможно, греческое общество это интуитивно понимало и пыталось таким образом сгладить определенную социальную напряженность, а не только жить по принципам гедонизма? Если углубиться в анализ вопроса, то можно докопаться и до Фатума в виде современного подсознания и "осознанной необходимости". Почему "герой" иногда убивает "амазонку"? Объясним это тоже как своего рода символ. Патриархальное общество допускает смену мужской роли на женскую в силу "серьезных" причин: искупление преступления (рабство Геракла у Омфалы); сохранение личной безопасности (нежелание Ахилла участвовать в Троянской войне, в которой его ждет смерть). Патриархальная сущность (назовем ее animus, по классификации К.Г. Юнга и его последователей) способна к бунту против подобной же в женщине. Отсюда, одновременно, и боязнь, и желание убить. Не поэтому ли погибли мифические амазонки и испытывают затруднения в современном обществе женщины 17? Подчиненное положение женщины в античном обществе, зависимость жены от мужа в семье, дали Аристофану благодатную тему для колкой сатиры. Однако, по нашему мнению, комедия Аристофана "Лисистрата" - пример не только и не столько пацифистского античного произведения, а древнейший пример борьбы женщин за свои права. Как же решают женщины-гречанки свои важные повседневные проблемы, попутно выступая против тогдашнего милитаризма? Ответ на удивление прост. Они - используют мощь чисто женского оружия - оружия, которое не смогут побороть никакие новейшие космические технологии. Оружия, которого сразу и не разглядишь в руках "коварного" слабого противника. И это оружие - женский шарм, женская хитрость, сексапильность и сексуальность. Читая "Лисистрату", мы знакомимся, прежде всего, с тончайшим знанием главной героиней - Лисистратой мужской психологии. И это приводит ее к победе. Афинские женщины получают мир и, главнее всего, своих мужей обратно к себе домой. Лисистрата - личность яркая, говоря современным языком, нестандартная, для своего времени. Она - свободна не только внешне, но и, что более важно - внутренне. Это - женщина-лидер, способная увлечь за собой своих подруг по несчастью. Это - женщина-стратег, способная хладнокровно просчитать, реализовать свои расчеты и добиться положительного результата. Чем не пример современного постфеминисткого представления о женщине, которая, по мнению поп-звезды Мадонны, должна быть "умной и сексапильной"? И женщины, судя по монологам Лисистраты, хорошо понимали важность своего оружия. Разве редкие находки остатков текстиля не свидетельствуют косвенно об этом? Можно отметить, что для производства одежды применялись шерстяные ткани, смешанного или растительного происхождения. В обиходе были как дорогие ткани из тонкорунной шерсти или шелка, так и ткани грубые, домотканые. Для окраски тканей применяли самые разнообразные красители, например, индиго, пурпур, вонгши (китайские желтые ягоды). Но самым распространенным красителем для окраски таких тканей преимущественно служила марена красильная (Rubia tinctoria), широко известная в древности. Страбон отмечает, что в Малой Азии умели окрашивать шерсть в красный цвет так, что ткани, ею выкрашенные, соперничали с окрашенными пурпуром и кошенилью. Цветовая гамма применяемых текстильных красителей была от белого до коричневого, почти черного. К непосредственному декору одежды можно отнести вышивку или золотное тканье. К настоящему времени в мире известно несколько находок мотков золотных нитей. Некоторые из них были обнаружены и на территории Северного Причерноморья. Судя по всему, золотная нить была плоская в сечении, имела органическую основу, на которую навивалась металлическая бить. По составу: низкопробный сплав золота и серебра. Об использовании золотных нитей для тканья в период Римской империи указывает Тацит: Агриппина одела хламиду, полностью сотканную из золотых нитей. А Апулей говорит о плаще, затканном мерцающими звездами. Для декора костюма могла применяться шелковая парчовая тесьма китайского производства ярко желтого цвета с красно-желтыми золотными нитями. Часто тесьма была сложного ткачества: ткань двухосновная и двухутковая. Уход за волосами, как важная часть туалета, также были чисто женским "стратегическим оружием" того времени. Вазопись и терракота V-IV вв. до н.э. свидетельствует, что волосы женщин либо убирались головными уборами - саккосами 18, различного рода покрывалами 19, которые уже сами по себе являлись декором. Видимо, обычная женщина была обязана тщательно убирать волосы, например, выходя из дома 20. Думаем, что это связано с тем, что волосы женщины, в представлении древних, были предметом интимного туалета: на одной из италийских пелик третьей четверти IV в. до н.э. изображена групповая сцена в гинекее. В центре группы - мужчина и женщина. У женщины длинные, слегка стянутые волосы 21. Апулей же в "Метаморфозах" прямо говорит, что "многие женщины, чтобы доказать прелесть своего сложения, всю одежду сбрасывают... Но если бы у самых прекраснейших женщин снять с головы волосы и лицо лишить природной прелести, то... пусть будет самой Венерой... - если она плешивая будет, даже Вулкану своему понравиться не сможет" 22. Однако уже в первые вв.н.э. зрело зерно мировоззрения будущей эпохи - средневековья. Мировоззрение, которое оказывает, и, думаем, будет оказывать огромнейшее влияние и в дальнейшем. Речь идет о христианской морали, ярчайшим примером которой являются произведения Тертулиана, жившего во II в.н.э. Осуждение и порицание древних античных нравов звучит в словах одного из ведущих апологетов раннего христианства. По мнению Тертулиана, женщина должна вести скромный, незаметный образ жизни. Излишества в украшательстве, как, впрочем, и не излишества, не только не одобрялись, а клеймятся. Что касается сексуальной свободы женщины (равно как и свободы вообще) - это дурное влияние язычества 23. Такой воинственный подход сторонников новой религии, на заре ее существования, вызывал массовое недоумение и неприятие нового учения в широких кругах античного общества, воспитанного в традиционном духе. Однако это тема уже другого исследования. Примечания:1 Корж Н.Г., Луцька Ф.Й. із скарбниці античної мудрості. - К., 1988. - С.261.2 Корж Н.Г., Луцька Ф.Й. із скарбниці античної мудрості… - С.263.3 Гомер. Одиссея. ХVI, 409-451.4 Krenkel W. Figurae Ve
0