848

Куда деваются деньги. Часть 1

По материалам сайта http://www.bumblefoot.comТворческий перевод с английского: Антон Ивлев Приходилось ли вам слышать жалобы известного рок-исполнителя, что у него нет денег? Разумеется, ваша реакция была: "Ну да, рассказывай сказки!". Они продают столько альбомов и наверняка купаются в роскоши. Но, давайте посмотрим, как дела обстоят на самом деле при заключении контракта с крупной студией звукозаписи. Я буду оперировать канадскими долларами и ценами в Канаде, мне так удобнее, но и вам не стоит хвататься за свои калькуляторы. Суть цифр в этой статье будет значить больше, чем сами цифры. Для начала уточним одну деталь. Средний альбом, выпущенный крупной студией, продается в количестве 3000 (трех тысяч) экземпляров. Не много, не так ли? Вполне можно продать самому через интернет без студии. И прибрать все денежки себе. Далее, когда вы подписываете контракт со студией, от всей выручки вы получаете процент. Обычно это от 11 до 17 процентов. Если вы абсолютно неизвестный музыкант, торговаться вам не дадут - получите свои 11%. Если, допустим, вас зовут Мадонна, Селин Дион или Майкл Джексон, если вы продали миллионным тиражом последние свои три альбома, то можно потребовать больше 17%. Не спрашивайте конкретный цифр, на этот вопрос ответа нет. Предположим, скромно, вы достигли такой известности, что на все ваши выступления приходят 300 человек (при этом, вы даете минимум 4 концерта в неделю и не обязательно в одном городе). Тогда ваш менеджер сможет, допустим, договориться на 12%. Теперь, скажем, альбом разошелся тиражом в 300 тыс. экземпляров. Население Канады составляет 31 миллион человек, так что тут тянет на тройной платиновый альбом. Здесь мы уже говорим о больших продажах. Отпускная цена за компакт-диск в Канаде - $23.99. Двенадцать процентов от этого составляет $2.87. Умножаем на 300,000, получается $861,000. Неплохо?! Однако, домой вы унесете не все... 15% проданных через магазины дисков - это бесплатная раздача в качестве рекламы. Например, Sony поставила 100 дисков Селин Дион в магазин HMV на улице St.Catherine в Монреале. Деньги Sony, однако, потребует только за 85 дисков. Магазин обычно забирает от цены ($23.99) не много, ни мало $2.00. Им тоже надо на что-то содержать свой бизнес. Таким образом, хоть вы и продали 300 тыс. экземпляров, деньги вы получите только за 255 тыс., что означает, теперь ваша выручка опустилась до $731,850. Поехали дальше. В большинстве контрактов присутствует одна оговорка, а именно, "параграф о новой технологии". При выходе нового альбома, он считается новинкой, неизвестной технологией. Неизвестную книгу должен прочесть новый читатель, а большинство людей не спешат выкладывать свои кровные за неизвестный товар. Выпуск альбома стоит денег, поэтому в договор вносится такой пункт, который позволяет студии, выпускающей ваш альбом, заплатить вам только 85% от всех продаж. Когда альбом продается уже в течение 18 лет и не является новым товаром, условия этого параграфа медленно смягчаются, но даже и после стольких лет он действует в большинстве контрактов. 85% от $731,850 равно $622,072.50. Ну что ж, все еще неплохо. Но мы не закончили... При работе с крупной студией вам нужен некто, кто будет продюссировать ваш альбом. Прошли те времена, когда группы семидесятых сами продюссировали свои альбомы и продавали их миллионными тиражами. Сегодня продюсеров приглашают. Продюсер берет стандартные 4% от всех продаж. Эти 4% кладутся на плечи группы. Значит, вычитаем $24,882.90, у вас остается $597,189.60. Продолжим. Создавая альбом, вы несете расходы: время работы в студии и звукоинженеры, новые инструменты и примочки, приглашенные музыканты, и т.п. Возможно, вы проведете 2 месяца за студийной работой, потом должны будете ждать еще 6 месяцев, пока альбом доведут до ума, и он окончательно поступит в продажу. Все это означает, что вам нужно платить за квартиру, еду и прочее. Если вы будете работать полный рабочий день на стройке, у вас не останется времени на музыку. Вам нужны деньги. То есть, студия их вам одалживает. Обычно, это около $150,000. Хорошего в этом то, что, если альбом не продается, вам не придется выплачивать эти деньги назад. Но с такими продажами, как у вас здесь, ссуда должна быть выплачена. Итак, после выплаты ссуды остается $447,189.60. Вы не заметили, что данная сумма составляет аккуратную половину от первоначальной? Ну, так это же еще не все, друзья...! Контракт с крупной студией подразумевает съемку видео. Каждое видео обходится в сумму около $65,000, разумеется, по средним расценкам. Расходы на видеосъемку делятся между группой и студией. В среднем, вы сделаете три видео на $195,000, из которых на вашу долю приходятся $97,500. Это означает снижение заработка до $252,189.60. Теперь выездные концерты. Все гастрольные расходы несете только вы. Если ваш альбом не вышел как раз накануне, вы не сможете продавать столько билетов, сколько хотели бы, поэтому вам нужен кредит. Скажем, $40,000. Это нормальная сумма. Конечно, ее нужно будет вернуть. Остается $212,189.60. Приплюсуем всякие разности: фотосъемки, рекламные плакаты, интервью и прочее и прочее. За все это сначала платит студия, но затем вам придется деньги возвращать. Обычно, цифра доходит до $100,000. Вычитаем их, и у вас теперь только $112,189.60. Разделите эту сумму на четыре, если в составе вашей группы четыре человека. На каждого приходится $28,047.40. Или нет? Помните того менеджера, которого мы упомянули в самом начале? Он возьмет 10%. Итак, после продажи трехсот тысяч экземпляров дисков вашего альбома у вас осталось $100,970.64 всего или $25,242.66 на каждого члена группы. Разумеется, студия сделает все, что в ее силах, чтобы оторвать кусок и от этой суммы. Чаще всего, группа остается ни с чем, а если ей и заплатят, то денег приходится ждать очень долго. Такова реальность работы с крупными студиями звукозаписи. Если у вас нет высокопрофессиональных адвокатов, лучших в мире менеджеров и миллионных тиражей, денег у вас не будет. Я не выдумывал этих цифр. Все тоже самое можно прочитать в книге "The Indie Band Bible" Марка Маковей (Mark Makoway, гитарист группы Moist) или в других источниках. Наконец, часто всплывают и грязные факты. Например, только администрация компаний знает точное количество проданных экземпляров альбома. Я не утверждаю, что все они обязательно лгут, однако, неприличных историй сколько угодно. К счастью, сейчас существует новая система отслеживания продажи дисков. Каждый раз, при покупке диска, на нем сканируют код, который мгновенно регистрируется в центральной, независимой системе. Данные этой системы показывают полную информацию о суммах продаж, в какой стране произведена покупка, дате покупки и т.д. Собранная таким образом информация абсолютно точна, и по ней составляют списки популярности по продажам, такие как Billboard и другие. Списки по продажам отражают только количество официально проданных экземпляров. Поэтому если альбом находится на первом месте по продажам, то это еще не означает, что он находится на первом месте по количеству проданных копий. Авторское право немного скрашивает будни. Если вы поете чужие песни, то денег вам не заработать никогда, на этом ваша карьера заканчивается. Но если вы пишите песни, тогда в дело закручиваются дополнительные финансы. За десять песен в альбоме студия обязана заплатить $1.80 за проданный альбом. И студия никоим образом не может снизить или урезать этот тариф: таков закон. Точка. То есть $1.80 за экземпляр дает $540,000. Не забудьте, что те 15%, которые просто отданы в магазины, были проданы, поэтому они должны заплатить за все 300 тыс. Технически, эти деньги идут издателю. Когда вы записываете свой материал и не хотите, чтобы его записывали другие, то задача у издателя только одна: получить чек и отдать его вам. Эта заработанная сумма, по своей сути, предназначается тому, кто сочинил песни, исходя из вклада в сочинение, аранжировку и тому подобное. Как всегда, есть одно "но". Если вы лично написали все песни и получили этот чек, что скажут остальные члены группы? Вы думаете, они станут с вами записывать следующий альбом, если им ничего не достанется? Итак, эти деньги делятся между всеми членами команды. Процент, разумеется, может варьироваться. В одних группах сочинитель получает больший процент, в других деньги делятся поровну. Данный вопрос должен быть решен между музыкантами с самого начала и закреплен письменно. Нужно также помнить, что даже если вы и сочиняете сырой материал, то именно группа дает ему жизнь. Тут вы, конечно, подумали, а зачем вообще связываться с издателем? Можно же и самому издавать свои вещи. Выдумал подходящее название для фирмы, зарегистрировал ее и вперед. Однако, издатель полезен. Издатель покупает половину прав на ваши песни. Когда вы подписываете такой договор, альбом еще не издавался. Вы не знаете, будет ли он вообще продаваться. Издатель, исходя из своего опыта, примерно оценивает возможную прибыль и дает вам вперед половину той суммы, которую он ожидает получить от использования прав на ваш материал. То есть, повторю, эти деньги вы получаете заранее. Если альбом не продается, все равно они остаются при вас. Разумеется, сделка с издателем означает, что вместо $540,000, как в нашем примере, вам причитается только $270,000. Но большинство музыкантов идет на это. Вы видите, что профессионал в такого рода деятельности живет только на аванс. Здесь и лежит разница между жизнью и смертью в этом бизнесе. В плюс также идут вознаграждения (делятся с издателем) за проигрывание ваших песен на радио, использование их в фильмах, рекламе и всякой всячине. На гастролях можно продавать футболки, буклеты и прочие атрибуты. Это единственное, что вы можете купить за свои деньги и продавать себе в карман (часто минус процент для концертного зала). Выручка за проданные билеты обычно покрывает затраты гастролей и проживание. Без футболок группа зарабатывает очень мало на выездах, поэтому и футболки стоят по 50-100 долларов. Вспомните об этом, когда в следующий раз будете жаловаться на высокую цену за футболку на концерте своей любимой группы. Хотите, чтобы она продолжала записываться и выступать? А если вы музыкант и выступаете с концертами, достаточно ли футболок запасли на следующее выступление? Автор: A-J Charron - 1 мая 2002
0