881

Создание транса,нейро-лингвинистическое програмирование гипнотических состояний

Создание транса,нейро-лингвинистическое програмирование гипнотических состояний. 1Введение Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу 2 цели семинара-использование (ЭГ) в различных областях деятельности (терапия и др)-изменение собственной личности. ЭГ-усваивается также, как и любой другой навык, главное практика. ЭГ-совокупность различных навыков (как и другие сложные виды деятельности, вождение автомашины, например).Отдельные части нужно довести до автоматизма, чтобы исполнить ЭГ. Всю жизнь мы моделируем, главная семантическая цель семинара-нау-чить модели, как делать гипноз. Цель ЭГ-добиваться лучших результатов в коллективной деятельности, гипноз не панацея, но очень эффективное средство. Процесс обучения ЭГ сложен, ибо главное-заметить то, что во многом вы уже знаете.УПРАЖНЕНИЕ 1 Группы по 3 человека: "А"-думает о ситуации, в которую глубоко вовлечен с ограниченым центром внимания, "Б" и "В", не зная подробностей, описывают состояние,говорить нужно нарочисто неопределенно (хитро, ловко,искусно, неопределенно,неясно,смутно - перевод). Наблюдают за реакцией, что помогает, а что мешает расслабиться? АНАЛИЗ: 1 Темп голоса должен совпадать с дыханием. 2 Внимание должно оставаться внутри ограниченного объекта 3 Соответствие модальночстей "А" и "Б","В". 4 Отсутствие избыточности, генерализация. 5 Избегать аппеляции к логике (все другие переживания исчезают; "А"-подумал:"А какие именно?";что вывело его из расслабления. 6 Естественность перехода А,В,К-модальностей. Говорить очевидное для А,В,К. Незнакоые люди в лифте не ведут себя естественно. Почти всегдаони-в трансе. Очень важно строить естественную последовательность.Резкий переход А-В-К и т.п.-разрыв, выход из транса. Замешательство будет рассмотрено ниже.УПРАЖНЕНИЕ 2 Аналогично упр.1,но:-использование неопределенных выражений (неоднозначных, неточных, неподробных).-подстраивать речь, дыхание и т.п. "Б","В" с "А";что усиливает действие. АНАЛИЗ: Гипноз-использование механизма обратной связи, а упр.2-ничтожная часть возможностей. 1 Темп речи должен соответствовать содержанию, плюс тон, высота, дыхание, движения и т.п.(предикаты). Гипноз - не процесс, в котором кто-либо управляет людьми, а про-цесс, в котором люди получают обычно отсутствующую у них обратную - 2 - связь. Очень важно не то, что говорить, а то, как говорить. Главная за-дача-заметить, на что человек реагирует естественно. ПРИМЕР:- ... меня пытались гипнотизировать много лет, но ничего у них не вышло. Попробуйте меня гипнотизировать!-Я не смогу вас гипнотизировать.-Вы всетаки попытайтесь.-Я не могу этого сделать. Я вообще ничего не могу сделать. Если я решил заставить вас не закрывать глаза, то вы не закроете глаза.Я попробую держите глаза широко открытыми. Будте насторожены и бди- тельны. Все, что вы делаете, вы делаете здесь и сейчас. Человек сопротивляется, пока не впадает в транс. АНАЛИЗ: заметить реакцию пациента и доставить ему контекст, в ко- тором он может надлежайшим образом реагировать естествен- ным для него способом. РАППОРТ - состояние, в котором человек реагирует с большей лег-костью. Раппорт строят, соразмеряя свое поведение с поведениемчеловека разногласия мешают. Речь должна соответствовать способнос-ти слушать. Соответствие модальностей, предикатов, МАИ и САИ. Т.еподстройка. Продолжить упр.2, но - подстроиться под нынешние переживания "А". НАПРИМЕР:"Вы слышите звук моего голоса... и чувствуете тепло там,где ваша рука лежит на бедре..." Выбор фраз требует некоторого ис-кусства. В примере человек не осознавал тепло, но оно было, значитвербализация верна, приобретается доверие, усиливаются переживания.Если же продолжить кинестетические предложения, а затем сказать:"Вы слышите шорох, в комнате перелистывают бумагу,"то человек сновапереведет свое сознание, чтобы проверить правильность вербализациитого, что в обычном состоянии не осознается. Т.е строится раппорт иодновременно тем же маневром меняется сознание. ГЛУБИНА ГИПНОЗА не является критерием оценки. ГАЛЮЦИНАЦИИ - средство достижения целей. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ-положительные (направленные видеть то, чего в настоящее время нет)-отрицательные (не видеть того, что есть) Галлюцинации-признак транса и способ введения в транс. Очень важно-уметь использовать раппорт. Ключ-способность произво-дить переходы. (В Калифорнии принимают закон, по которому наводить измененныесостояния можно лишь дипломированному гипнотизеру.) Нужен приятный способ перевести человека из его нынешнего состоя-ния в транс (начиная с нынешнего состояния и кончаяя описанием тогосостояния, в которое нужно привести. Нужны переходные слова. Напри-мер: "если","когда","потому что", "и","и вот", "даже сейчас", "пос-кольку", которые подсказывают наличие связи между двумя утверждени-ями. "Если вы сидите здесь,то вы можете понять, что я собираюсь кое-что сказать вам". - 3 - Начав с информации, основанной на чувственных переживаниях, выполучаете затем возможность совершать переходы и вызывать реакции,наводящие измененные состояния.Сенсорное основание может не при-сутствовать в сознании, но должно быть чем-то, что человек можетобнаружить. ПРИМЕР: "Стен, вы чувствуете плотность вашего уса, и если вы про-ведете по нему пальцем, то заметите, что у вас только что промель-кнула улыбка. Вы можете даже чувствовать локоть другой рукой и ощу-щать,как поднемается и опускается ваша грудь, когда вы дышите. Иможет быть, вы этого не знаете, но вы сейчас осознаете температурувашей правой ноги". Переходные слова-связь, которая позволяет человеку двигаться безперерывов от одной идее к другой. ПРИМЕР:"Когда вы сидите на этом стуле, вы ощущаете тепло вашейруки, лежащей на вашем плече, и вы чувствуете прикосновение блокно-та к вашим ногам. Если вы прислушаетесь, вы можете услышать биениевашего сердца, и вы в самом деле не знаете... в точности... чему выдолжны научиться в ближайшее время, но вы можете себе представить,что есть много новых идей и есть новые переживания и новое понима-ние, которые могут быть вам полезны". Т.е. связывая нечто реальное, но не замечаемое в сенсорном опытечеловека с идеями, которые нужно вести, мы делали их более заслужи-вающими доверия. ПРИМЕР: "Вы чувствуете боль в руке, она у вас сильно болит, но выощущаете также биение сердца, движение пальцев на ваших ногах, и выслышите шум в своих ушах, когда ваше сердце бьется. Вы ощущаете оч-ки на вашем носу, и возможно, вы начнете ощущать другую руку, и этарука может вызвать у вас очень сильные ощущения. Вы чувствуете ка-ждый палец, более того, вы можете собрать все ощущения одной руки инаправить их в другую". (Анализ работы с болью). АНАЛИЗ: предложения не только логичны, но они представляют собой последовательность указаний на нечто правдоподобное. Переходы представляют собой механизм облегчения. КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ГИПНОЗА - легкость.Трудность указывает на нечточего мы не знаем. В ЭГ можно использовать и разрывы, что будет рассмотренно ниже. ПРИМЕР: семейная терапия.-Я хочу, чтоб моя жена оставила меня в покое.-Хорошо заприте ее в чулан.-Да нет я этого не хочу.-Хорошо, так чего вы хотите?-Я просто хочу, чтобы она перестала говорить мне о покупках.-Значит вы хотите, чтобы она писала вам письма? Состояние в гипнозе (неопределенное, скрытое ожидание) - человекне теряет сознания, но парадигма (правило, образец), который управ-ляет его сознанием, не действует.В это время можно вводить информа-цию и т.п. Первый шаг - научиться переводить человека в измененноесостояние, используя мягкие (легкие, постепенные) переходы. КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ необходимой частоты использования переходов -глаза человека. В измененных состояниях они иные, чем в трансебодрствования. Замечая это, можно заметить, чем создаются разрывы впереживаниях. Очень важно хорошее зрение, ибо в трансе (измененномсостоянии) обратная связь с человеком затруднена.При этом меньшеповодов заблудиться в сигналах, но и требует лучшего зрения. - 4 - Челровеку трудно успокоиться, привести себя в уютное состояниепреднамеренно. Легче успокоиться думая о капле воды на листке кле-на, чем стараться успокоиться. Переходы-часть основной структуры английского языка. Они помогаютпользоваться гипнозом. ПРИМЕР М.Эриксона: он попросил человека сесть и сказал: "И когдавы там сидите, я хочу чтобы вы рассматривали пятно на стене, и ког-да вы рассматриваете это пятно, вы можете понять, что делаете тожесамое, что делали, когда в первые пошли в школу и учились писатьчисла и буквы алфавита. Вы учитесь... учитесь чему-то, чего вы всамом деле не знаете. И если вы даже этого не поняли,ваше дыханиеуже изменилось (темп его голоса замедлился), и вы чувствуете себяуютней и спокойней". Переходы помогают строить непрерывность. Смысл любого предложения - не в содержании, а в вызываемой им ре-акции. Если ваш комплимент вызывает оскорбление,то измените способ обще-ния, а первоначальный вариант можно исполнить при необходимости ос-корбить. Используйте вариации голоса (темп, тон и т.д). Использование модальных операторов и их возможности: -главное - пациент не должен потерпеть неудачу, т.е. если гипно- тизер говорит нечто легко поддающееся проверке, то "может". ПРИМЕР: "Ваша рука, может быть, начинает поднематься". Если про-верить нельзя - утверждение. ПРИМЕР: "Это погружает вас глубже в транс". Если после применения5-6 модальных операторов возможностей, человек реагировал на все,то можно исполнить слова, означающие приченение. УПРАЖНЕНИЕ 3 Аналогично упр.2, но добавить три подстроичных пред-ложения --> переход --> предложение, которые трудно проверить. За-тем перейти к описанию тех переживаний, которые были в упр. 1 плюсдыхание, темп речи и т.п. Затем попробывать несколько раз без пере-ходов и понаблюдать реакцию. ПРИМЕР: "Вы чувствуете пальцы на клавишах пианино... И вы знаете,что в этом доме где-то есть кухня"). При всем этом учиться чувство-вать, видеть и слышать обратную связь, особенно - зрение. АНАЛИЗИРУЯ первые упражнения, можно сделать вывод: гипноз - про-цесс усиления, а не внушения, не способ управления. ПРИЕМЫ НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЗЕРОВ:-левитация руки (Обратите внимание на руку, и вы почувствуете, что она становится легче. Попробуйте вдохнуть поглубже, и вы почувс- твуете, что рука становится легче и начинает подниматься..." - это и естественно, т.к. при вдохе грудь поднемается подтягивает руки в верх). (Использование формулы три плюс четыре).-раскачивание часов (в это время предлагается пациенту смотреть на часы и в это время говорится: "Ваши глаза устают, веки тежелеют и закрываются" - объясняется аналогично). Гораздо легче обмануть человека или злоупотребить его волей вбодрствующем состоянии, чем в любом другом состоянии, в том числеизмененном (трансе). ГИПНОЗ - биологическая обратная связь, с помощью которой можнопредоставить человеку сообщение шаг за шагом и он будет следовать - 5 - естественным и удобным путем. Т.е. он будет реагировать, что людиделают все время. В измененном состоянии гораздо легче произвести изменения личнос-ти, чем в бодрствующем, т.к. может получиться больше выборов. ПРИЗНАКИ ТРАНСА:-в нормальном состоянии - симетрия лица, затем усиливается асимет- рия, в трансе - лицо расслаблено и симметрично.-дрожание пальцев и другие бессознательные, порывистые движения.-изменение формы дыхания (у визуалистов в нормальном состоянии - верхнее, грудное дыхание: в трансе - глубже, в области желудка; у кинестетика в норме - медленное дыхоние животом, в трансе совер- шенно другая форма.-кожа становится теплее и краснее (так, как просходит расслабление).-глаза могут быть и закрыты и открыты.-изменяется форма нижней губы.-расширяются зрачки.-возможно колебание тела. То-есть необходимо знать нормальное состояние человека. РЕЗЮМЕ:а) Транс - усиление реакций и переживаний. Говоря человеку, что в нем происходит и должно происходить мы усиливаем реакцию.б) Настройка образует раппорт и лежит в основе перехода в изменен- ное состояние. Особенно - дыхание,а также - вербализация того, что уже присутствует.в) Постепенные переходы дают человеку возможность легко переходить в измененное состояние. Переходы смегчаются соединительными словами.г) Общие признаки транса:лицевая ассиметрия --> необычная лицевая симметрия. Общее расслабление, непроизвольные движения, покраснение кожи, изменение формы дыхания. 2 ПРОСТЫЕ ФОРМЫ НАВЕДЕНИЯ Гипноз действует на всех, нужно лишь применять разные способы.Чем больше способов - тем больше "гипнабельных" людей. Главное правило наблюдение за физиологическим состоянием. От всехостальных правил можно отказаться в то, что говорит в данный моментсенсорная обратная связь. Если ваш конкретный способ не действует,выбирайте что угодно другое. Словесная подстройка и ведение: упражнение 5-4-3-2-1. Принцып: 4 предложения, поддающиеся проверке и одно неподдающее-ся: затем 3+2; 2+3; 1+4. При этом лучше поддающиеся выбирать вовнешнем мире, а неподдающиеся - внутри человека. ПРИМЕРЫ несенсорного описания внутреннего переживания. -И вы вспомните одну приятную историю. -И вы начнете испытывать приятные ощущения, и вы начнете вспоми- нать. -Теперь вы начинаете чувствовать, что значит научиться гипнозу. -Вам стало уютно, т.е. слова "уют", "спокойствие","легкость", "умиротворенность","безмятежность","сосредоточение" и т. п. Полезно выбирать именно те переживания для вербализации, которыев данный момент не осознаются, пока ему об этом не скажут. - 6 - Использование метафор, которые не осмысливаются сознанием, но по-нимаются подсознанием. Разделение сознания и подсознания - вербально. После подстройки - ведение. ИНКОРПОРАЦИЯ - вербализация того, что пациент уже делает, включе-ние действия в описании. Генерализация - "уют","спокойствие" - у каждого свое понемание,но - общая направленность. В состоянии транса для дальнейшей работы можно предложить левита-цию рук и т.п. (см. выше), но лучше давать выбор. Пусть выбираетподсознание, даже если выбор ложный. В любом случае, если человекподает знак, что указание неприемленно, нужно предлагать альтерна-тиву. Знаки - обращения, движение назад признаков транса. Угадать переживания трудно. Легче предлагать пациенту создаватьпереживания ("уют","спокойствие" - расслабление + генерализация). Сенсорные описания позволяют достигнуть синхронности, а несенсор-ные описания - предложить пациенту процедуру общего характера, ко-торое он может исполнить самостоятельно. Постепенное использование переходов, соединений. Три вида соединений:-"Х и У" - простейшее.-более обязательное -"когда Х,У" ("Когда вы слышите звуки моего голоса, вам становится уютнее").-самый обязательный - "Х вызывает У" (применение слов "влечет за собой", "причиняет", "вызывает" - "поднятие рук вызывает у вас при- ятные воспоминания"). Соединение - очень сильное средство. Несловесная подстройка и ведение. Отобрать из невербальной информации то, что неосознано пациентом.Передать эти сигналы обратно и с помощью телесного отражения. Вна-чале подстройка, затем - ведение. Пациент либо осознает их, либоего подсознательные процессы усилятся. Т.е. мы строим несловесныйраппорт, переходим в измененное состояние, следя, чтобы пациентследовал за нами. Нужно позаботиться о том, чтобы самому выйти изтранса. Эти приемы нужно тщательно отработать. Перекрывающие системы представлений. Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Пре-дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Сис-тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличаетсяот системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная систем-му представлений в нормальном ененное состояние, следя, чтОбыпациент следовал за нами. Нужно позаботиться о том, чтобы самомувыйти из транса. Эти приемы нужно тщательно отработать. Перекрывающие системы представлений. Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Пре-дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Сис-тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличаетсяот системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная систем-му представлений в нормальном ие и - 7 - т.п.) В любом переживании есть В; А и К размерность, то-есть системыпредставлений не прерываются, начав с системы представленй, кото-рые предлагает пациент, в точке перекрытия можно перейти к другой.ФОРМУЛА: "Когда Х, У", где Х - подстройка, а У - ведение. (Пример:"Когда вы видите бегущие по небу тучи, вы чувствуете дуновениебрызг на своем лице". Переход от В к К.) Суть наведения - продолже-ние зрительного восприятия, а затем в перекрывание его кинестети-ческим. (Но всегда ли нужно приходить к К ?) Американцы, как правило имеют слабую А систему, кроме музыкантов. Нет необходимости применять все приемы, использовать все элиментыповедения.Достаточьно тех которые вызывают положительную реакцию. Возможность инкорпорировать внешние отвлекающие звуки и т.п., ес-ли пациент заметил их ("Существуют звуки, вызывающие беспокойство,это бывает даже на пляже". и т.п.) В начале наведения - выяснить, является ли предлагаемая ситуацияуспокоительной для пациента ("Любите ли вы ходить на берег моря?"Если пациент в 3 года видел на берегу моря, как утонула его семья,это будет плохая ситуация для успокоения). ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСА: Простейшее наведение - спросить у пациента, находился ли он когда-нибудь в состоянии транса, попросить описать последовательностьсобытий. При необходимости задавать уточняющие вопросы для болееподробного воспоминания; усиливать реакции. Можно добавить инкорпо-рацию команд. ЕСТЕСТВЕННО ВОЗНИКАЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ ТРАНСА: Описать 5-6 очень сильных, постоянно встречающихся состоянийтранса. Очень вероятно, что при попытках понять вас и найти примерыв личном опыте, пациент перейдет в измененное состояние (утомитель-ная, однообразная езда на автомашине; скучная лекция; церьковь,прогулка в лесу; медитация в лифте: люди обычно переходят в транс,ибо вежливо смотреть лишь на схемы или пол; и т.п.). Монотонноеповторение историй, связанных лишь той реакцией, которую необходимовызвать. МЕДИТАЦИЯ и ТРАНС - разные состояния. Естественно возникающие состояния можно использовать в началеприема пациента, распросив его об истории болезни, месте рождения ит.п. При этом желательно хорошенько изучить его и несколько разввести в транс. Аналогично - в переод лекции о гипнозе. УПРАЖНЕНИЕ 4 "А" любым способом наводит транс на "Б", "В" - соз-нательное наблюдение. (Способы см. выше). -словесная подстройка и ведение. -несловесная подстройка и ведение. -перекрывание системы представлений. -достижение предыдущего состояния транса. -описание обычно встречающихся состояний транса. Если в трансе у пациента начинается дергаться щека и т.п. без ва-шего прямого указания - инкорпорируйте это событие, даже не зная,что оно означает. Если человек не возвращается из транса, значит мы потеряли рап-порт. Необходимо добиться раппорта вышеизложенными способами и вы-вести из транса. Если человек в физиологическом сне, то время выво-да нужно увеличить. Можно выводить на счет (от 10 до 1). - 8 - Анорепсия - полное отсутствие аппетита. Часто из-за того, чточеловек считает свой вес слишком большим. Лечение во сне: больше времени на подстройку, более плавное имедленное ведение, использование пальцевой сигнализации (см. ниже);непосредственный доступ к подсознанию. Даже в анестетическом снелюди очень много воспринемают, могут слышать разговор врачей, кото-рый содержит какую-либо программу. Но даже после сомнамбулическоготранса люди, как правило, испытывают амнезию. ПРИМЕНЕНИЕ "ЯКОРЕЙ" для НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА: Подробно - "ИЗ лягушки в принца", глава 2./Ред./ Каждое из переживаний имеет ряд компонентов. "Якорное" зацеплениеозначает тенденцию одного из элементов переживания вызвать пережи-вание в целом. Достижение предыдушего состояния транса - уже ис-пользование в том числе "якоря". Если человек может описать свое переживание транса в сенсорныхтерминах, то можно использовать "якоря" для построения этого состо-яния. Каждый компонент транса (В; А; К) можно заякорить в процессе бе-седы и т.п. "Якоря" могут быть одинаковые или разные для разныхкомпонентов переживания. Можно привести их в действие одновременно.Можно зацепить одним "якорем" разные компоненты разных переживанийи таким образом конструировать переживания. ПРИМЕРЫ: В нормальном состоянии - один темп голоса, частота дыха-ния , телодвижений и т.п., в трансе - другая, которые становятся"якорями". Это желательно делать всегда, ибо, если нормальный голосвводит пациента в транс, то вы автоматически введете его в транс итогда, когда будете обращаться к его сознанию. Можно использоватьдля этого 2 стула, и т.п. АНАЛОГОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: Для введения в транс особенно полезны "якоря" специального вида -так называемые аналоговые обозначения. Суть - некоторых слов пере-дают невербальным способом (жестом, голосом, прикосновением,при по-вороте головы влево и вправо голос звучит по разному, ибо доходитиз разных точек. Подсознание это обязательно отметит... и т.п.)/Использование - смотри выше. - Ред./ Кроме того сам пациент, не осознавая, может таким же способом вы-давать различную информацию. УПРАЖНЕНИЕ 5 Разбиться на пары. Выбрать какую либо очевидную ре-акцию (почесать нос, встать и т.п.), которые вы хотели вызвать упартнера. В процессе разговора с помощью аналоговых обозначенийвплести в разговор указания на выбранную реакцию. Если не получи-лось - инкорпорировать другой набор указаний. Использование отрицания (см. семинар НЛП - оператор "НЕ"): Полярная реакция - противоположная. "Вы расслабьтесь", человекнапрягается. На таких людей очень сильно действует оператор "НЕ"."А вы не расслабляйтесь". Другой способ - вопрос ярлык: "Не правда ли?", "Не так ли?". Диагностика человека - невербальная информация на указания. 3 БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ МЕТОДЫ НАВЕДЕНИЯ. Рычажное наведение и разрыв шаблонов. - 9 - Каталепсия руки - поднять руку пациента и, мягко покачивая, от-пустить. Одновременно произносить словесное внушение, в котором ка-талепсию или медленное опускание руки с каким либо убеждением, пе-реживанием. Особенно влияет на детей. Поднимать руку нужно в соответствии с ГСД, тогда рука непрерывает поток переживаний и легче перейдет в каталепсию. Еслирасширение зрачков прямо перед собой - можно поднять обе и выбрать. Бывают и исключения из правил. Разрыв шаблонов. Например - прерванное рукопожатие (но таких шаб-лонов сотни, они определяются и общественной культурой и индивиду-альностью). Разорвав шаблон примерно 10 секунд можно вводить информацию (при-меняя, естественно, другие способы гипноза), затем можно продолжитьшаблон. ПРИМЕРЫ: 1)"Как поживаете?"-"Просто ужасно, страшно" - обычно разрыв. 2) Задержка рукопожатия. 3) Задержка или прерывание прикуривания сигареты. Можно добиться амнезии разрыва, если в этот промежуток предложитьпартнеру другую программу вместо прерванной. Особенно прочны разрывы ключевой стратегии человека. Способ проверки стратегии - изменение цифровой разбивки номерателефона (ХХХ - ХХХ или ХХ - ХХ - ХХ и т.п.). Для "А" - полный раз-рыв; для "В" - менее сильное действие. (См. книгу НЛП том 1) Эффективен разрыв шаблонов в любом виде спорта. Но всегда нужноследить за обратной связью. (Если визуалисту представляют другого человека он видимо, "запи-шет" его имя на лбу, при этом его зрачки будут рассширяться). ПЕРЕГРУЗКА Джордж Мимер, работа. "Магическое число 7 плюс, минус 2". Человекспособен сознательно держать в поле своего внимания около 7 "кус-ков" информации. Все выходящее за 7 плюс, минус 2 обрабатываетсябессознательно. ПРИМЕРЫ (использование): 1) Предложить клиенту любую сложную задачу: "Считать числа от 200 до 1 через 3; считать попросить в слух"; в это же время руками вращать его кругом, в ходе выполнения дать альтернативу. ("Вы можете просто, удобно погрузиться в транс"). 2) Взять руку клиента в свою. Предложить ему проверять правиль- ность называния мною его пальцев при касании, каждый раз когда я ошибаюсь, у клиента рассширяются зрачки и задерживается ды- хание,так как ему нужно некоторое время для вычисления. Если "ошибок" все больше, то партнер перегружается. В этот момент: "Когда я сейчас коснусь вашего мизинца (снова "ошибка"), вы почувствуете себя более расслабленно". Продолжая перегружать, можно ввести дополнительные указания. 3) Предложить дробь, клиент должен представить числитель в одном цвете, знаменатель - в другом, черту - в третьим, затем другую дробь, но цвета должны быть иными и т.д. Затем введение. (Кни- га - "Шаблоны"). К. Кастанеда "Путешествие в Иксленд" - живое описание двойногонаведения или перегрузки, когда дон Хуан говорит в одно ухо, а донЕнаро - в другое, две информации обрабатываются разными полушария-ми, что отражается внешне. - 10 - СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ В ТРАНС - рычаг; разрыв; перегрузка. СИЛА ЛИЧНОСТИ. Другой метод наведения - попросту прямая сила личности. Вы простоговорите другому человеку, убедительно поддерживая это все своимповедением, чтобы он перешел в транс. Если он переходит в транс -превосходно , если нет подождите, пока он перейдет. При этом всеповедение должно со стопроцентной убедительностью говорить, что онперейдет в транс, и он перпейдет. Но при этом же нужно владеть ивсеми вышеизложенными способами. При этом нельзя ограничевать себя во времени. Оправданно исполь-зование цитат авторитетов: "Я помню, как М.Эриксон мне сказал -перейдите в транс и т.д.". ПРЕРЫВАНИЕ РЕАЛЬНОСТЕЙ (В рамках этого метода можно использовать все остальные) Начать первую историю; начать вторую историю; начать третью исто-рию и т.п. 1) Использование силы личности. 2) Использование раппорта. 3) Использование перегрузки сознания. 4) Прямая инкорпорация указаний и т.п. в подсознание. Можно зарание разработать общую, открытую систему метафор илиисторий для наведения транса. Система должна быть открытой для ин-корпорации любых реакций. УПРАЖНЕНИЕ 6 "А" вновь изученными методами вызывает транс у "Б", а "В" - наблюдает. Использовать все 5 методов. -рычажное наведение; -разрыв шаблонов; -перегрузка сенсорных каналов; -сила воздействия личности; -перекрывание реальностей. ЦЕЛЬ упражнения - расширение репертуара, кроме того можно исполь- зовать следующее: 1)Давать клиенту указания каким либо знаком пометить состояние транса (кивок головы, поднимание руки и т.п.). 2)Наводить какие либо переживания (лучше приятные), общими не- конкретными фразами. 3)Указание на обратную связь с подсознанием. 4)Изучать способы выхода и вывода из транса. Инкорпорация (включение) и работа с абреакцией - (интенсивная,негативная реакция, очень часто - повторное переживание болезненныхвоспоминаний). Если в переод транса происходит что-либо значимое: в сознании(неожиданно сильная реакция и т.п.), или из вне (хлопок двери ит.п.)), необходимо тут же инкорпорировать это в вербализацию. Темсамым сохраняется раппорт, усиливается доверие клиента и транс.Приэтом внимательно наблюдать за обратной связью. Если какая либо ме-тафора вызывает фобию и т.п., нужно тут же изменить ее, вывести изнее другую и т.д. Одно из бессознательных побуждений, заставляющих людей специали- - 11 - зироваться в какой либо одной системе представлений, объясняетсятем, что и к системе представлений, вытесненной из сознания, отно-сится большое количество неприятных или несовместимых переживаний.такова одна из полезных функцый подсознания. При появлении абреакции - подстройка (можно просто канстатироватьфакт) с целью раппорта; затем переработка содержания в нечто иное иперевод в приятные переживания (возможно - в диссоциированное сос-тояние. Подробно изложено - "Из лягушки в принцы", книга "Перера-ботка" или "Рефреминг" ("Reframing"), объясняетсятем, что и к системе представлений, вытесненной из сознания, отно-сится большое количество неприятных или несовместимых переживаний.такова одна из полезных функцый подсознания. При появлении абреакции - подстройка (можно просто канстатироватьфакт) с целью раппорта; затем переработка содержания в нечто иное иперевод в приятные переживания (возможно - в диссоциированное сос-тояние. Подробно изложено - "Из лягушки в принцы", книга "Перера-ботка" или "Рефреминг" ("Reframing")способнополностью предотвратить абриакцию, можно зарание запрограммироватьна диссоциацию при переживании неприятного. Принципиальное различие содержание американского бокса и восточ-ной борьбы. Американский бокс - жесткое противостояние, а восточнаяборьба - прием усилия партнера и использование его,изменив направ-ление. (Айкидо) Выяснять содержание переживания необязательно. Но если клиентприучен - удовлетворите его желание. Напутствие: Подведение итогов первого дня семинара обрашение к подсознанию,которое ночью сможет все проанализировать и сделать новые выборы. 4 УТИЛИЗАЦИЯ (использование) Процессуальные инструкции. Исходная посылка - клиент в трансе, раппорт сохраен. Теперь нужноиспользовать транс. Основное полезное свойство транса - отсутствие необходимости бо-роться с системмой ценностей человека , ибо подсознание ограниченонамного меньше сознания, оно готово действовать и эксперементиро-вать. Простейший способ утилизации - ряд инструкций которые свободны отконкретного содержания. Суть - "научись чему-либо ", "теперь изме-нись, стань другим". Такие инструкции четко определяют процесс, ноне содержание. ПРЕИМУЩЕСТВА: -отсутствует необходимость в точности знать, что переживает кли- ент (тем более, что это в принципе не возможно на уровне созна- ния), как это вербально описать. -слушатель сам наполняет инструкции своим личным содержанием. -сохраняется целостность личности клиента, ибо гипнотизер не вво- дит новое содержание.Один из типов словесных шаблонов - "пресуппозиции","предварительныепредположения"(мнимый выбор - ?).Например:"Какой способ наведенияглубокого транса вы предпочитаете - словесный или несловесный?",т.е.все предоставляемые альтернативы подразумевают один и тот же желае-мый результат - переход в транс и т.п. Этот же прием можно использовать и при утилизации.Обращаться лучшек подсознанию.
0