1102

Что хорошо для EU?

Европейская комиссия, играющая роль главного исполнительного органа Европейского союза, постановила принять в состав ЕС 10 новых государств - членов. Это пять бывших социалистических стран - Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, три балтийские республики, а также Мальта и Кипр с общим населением в 75 миллионов душ. Они станут полноправными членами ЕС в 2004 году, а три года спустя к ним присоединятся Болгария и Румыния. "Они пошли революционным путем, - заявил с пафосом глава Еврокомиссии Романо Проди. - Огромная часть нашего континента мирным путем перешла от диктатуры к демократии. Расширение ЕС является политическим шедевром, частью общеевропейского проекта, который позволил нам на протяжении полувека жить в мире и в благополучии" . Таким образом, к 2004 году объединенная Европа будет насчитывать в своем составе 25 государств с населением в 455 миллионов. Снова придется ждать Турции, которая безуспешно стучится в двери ЕС. Анкара выражает недовольство по поводу того, что ее, несмотря на энергичную поддержку Соединенных Штатов, снова заставляют томиться в предбаннике и советуют "продолжить реформы". Окончательный вердикт, касающийся приема новых членов, остается за саммитом ЕС, в Брюсселе. Чтобы помочь новобранцам, ЕС выделит им рассчитанные на три года "подъемные" в размере 40 миллиардов евро. Жест весьма скромный, ибо сумма эта составляет всего 0,15 процента общего ВВП государств - членов ЕС. Однако новички настолько бедны, цинично отмечают эксперты, что для них всякое даяние есть благо. На первых порах они не получат всех прав и, соответственно, субсидий, которыми располагают остальные страны и, прежде всего, в области сельского хозяйства. Но уже сейчас французские фермеры опасаются, что помощь польским или венгерским крестьянам больно ударит по их собственному карману. (В целом, расширение ЕС поддерживает всего четверть французов.) Поэтому новым государствам - членам рекомендуют не уповать на европейскую кормушку, а опираться главным образом на собственные силы, продолжать болезненные реформы и в случае необходимости потуже затягивать пояса. Со своей стороны, немцы не хотят оставаться больше дойной коровой, а греки или португальцы не намерены ни с кем делиться причитающимися им дотациями. Прием десятки стран связан с немалыми рисками для всего Европейского союза, который может стать неуправляемым. Что хорошо для немцев, грозит обернуться тяжелым ударом для словаков или литовцев. Поэтому так называемый Европейский конвент - недавно созданный в рамках ЕС орган - готовит серию кардинальных реформ, которые призваны повысить эффективность управленческих структур. Предстоит найти компромисс между общееропейскими интересами и интересами каждой страны в отдельности. Среди вероятных новаций - разработка Европейской конституции, создание поста президента ЕС, усиление роли Европарламента, выборы главы Еврокомиссии. Однако далеко не все политические тузы выступают за строительство Евросоюза на федеративных началах с сильными наднациональными институтами - так называемое "Отечество европы", в котором странам придется пожертвовать значительной частью своего суверенитета. Часть европейских лидеров является сторонниками сохранения в составе ЕС сильных независимых государств по деголлевской формуле "Европа отечеств". Водораздел между теми и другими обычно проходит внутри самих стран, где существуют два политических лагеря: один, включающий либералов, центристов, социалистов, выступает за ускоренное объединение; другой - националисты всех мастей, коммунисты и ультраправые - пытается притормозить "ход истории ". Ряд видных политологов убеждены в несвоевременности вступления в организацию государств, которые не готовы в политическом и экономическом планах стать частью демократического сообщества. Европейский союз, предупреждает газета "Фигаро", открывает свои двери океану коррупции и прочего криминала. Так, относительно благополучная Венгрия, говорится в одном из официальных докладов Еврокомиссии, остается перевалочным пунктом для торговли "живым товаром", то есть проститутками, поставляемыми на западный рынок. В Чехии, отмечается в том же документе, борьба с коррупцией и с мошенничеством в правоохранительных органах остается неэффективной. В Латвии полиция не в состоянии справиться с организованной преступностью, с торговлей наркотиками, с отмыванием грязных капиталов и проч. Повсюду остаются нерешенными проблемы таможни, налогов, ветеринарного контроля и т.д. Особую озабоченность вызывает граница с Россией, Украиной и Белоруссией, на которую невозможно навесить надежный замок. Отсюда проблема контроля за иммиграцией. Франция до сих пор не в состоянии разобраться с потоком румынских попрошаек, проституток, калек, подростков-воришек, цыган, который захлестнул страну. Поэтому Париж и другие западные столицы намерены крепить двойную границу - как по периметру всего ЕС в рамках 25-ти, так и Шенгенского пространства, объединяющего на сегодняшний день около дюжины государств.
0