933

Анатомия аукциона

Как показать товар "лицом"?Загадочный и непредсказуемый для посторонних - даже для журналистов, которые пишут о них - мир аукционов не таит неожиданностей для профессионалов. Соперничество между покупателями может протекать бурно и молниеносно, новые претенденты, кажется, возникают из ниоткуда, однако на деле торги являются кульминацией многомесячных приготовлений. К тому времени, как одетый в смокинг распорядитель аукциона взойдет на подиум с молоточком в руке, результаты торгов и судьба картин в целом известны тем, кто знаком с “кухней” аукциона.Конечно, не обходится и без игры случая, тех редких неожиданностей, которые могут ”сделать” или разрушить аукцион. ”Это заложено в природе публичных торгов, - говорит Майкл Финдли, старший директор ”Кристи” по импрессионистам и современной живописи. Никто не вправе заставить людей набивать цену”.Наиболее важным элементом удачных торгов является наличие вещи, способной разжечь ”аппетит” покупателя, и задолго до аукциона сотрудники фирмы всеми силами стараются заполучить такое произведение. Помимо обычных знаков внимания к коллекционерам - дружеских бесед за ланчем или бутылкой вина, мелких привилегий, вроде билетов на вечерние аукционы, куда допускается избранный круг клиентов - как ”Сотби”, так и ”Кристи” ведут постоянную охоту за произведениями искусства, выставляемыми на продажу.Три вещи - смерть, развод и долг - дают пищу аукционам. Большая часть предметов искусства, идущих с молотка, взяты из распродаваемых целиком крупных собраний. Оставшуюся часть составляют отдельные произведения, продаваемые по усмотрению владельца. ”Некоторые забывают об этом, - говорит Дэвид Нэш, директор ”Сотби” по импрессионистам и современной живописи, - но мы не имеем полной свободы распоряжаться тем, что получаем для продажи с торгов”.В идеале аукционные дома желают заполучить полотна из известных собраний, не выставлявшиеся на продажу в течение десятилетий, являющиеся типичными для наиболее яркого периода творчества художника. Например, фовистские работы Матисса, Пикассо ”голубого” или ”розового” периодов стенного формата, абстрактные работы Джексона Поллока конца 40-х или Виллема де Кунинга начала 50-х. Никто из сотрудников аукционного дома не признается в этом публично, но им нужна картина, в которой бы сразу угадывалась работа известного мастера, способная произвести, как это зовется у профессионалов, ”эффект вертолета”.Не вызывают такого ажиотажа, но хорошо идут картины ”среднего класса”, которые составляют опору торгов и являются ”балластом” между сверхдорогими ”звездными” лотами и ”аутсайдерами”. Но представления о том, что является ”ходовым товаром” на рынке меняется в зависимости от изменения вкуса публики. В конце 80-х бронзовые скульптуры Аристида Майоля уходили не менее чем за $500 тысяч, а порой и более чем за $1 миллион. ”Каждое здание на Парк Авеню обзавелось такой скульптурой у себя в фойе, - говорит Финдли, - но этим дело и ограничилось”. На данный момент в число фаворитов рынка входят такие авторы, как “отец” мобильной скульптуры Александер Кальдер, работы абстрактного экспрессиониста Марка Ротко в технике оттиска с бумаги на ткань, которые оцениваются в суммы около $300 тыс., по словам Энтони Гранта, директора по современному искусству ”Сотби Нью-Йорк”.Наименее желательной как для аукционных домов, так и для покупателей является ситуация (к сожалению, нередкая), когда несколько дилеров одновременно пытаются продать одну и ту же картину. Не так давно ”Кристи” выставила на продажу работы из собрания Мешулама Рикиса, коллекционера, испытывавшего финансовые затруднения, полагая при этом, что продавец не будет прибегать к помощи других посредников. ”Буквально за несколько дней до торгов, - вспоминает председатель ”Кристи” Кристофер Бердж, - мне стали звонить сбитые с толку дилеры. Мы пытаемся продать эту картину, говорили они. Что она делает в вашем каталоге?” Неудивительно, что торги прошли неудачно.Также нежелательными являются работы, относящиеся к переходному периоду или просто не имеющие важного значения для творчества художника. Пример тому - картина ”Голова (Белая кошка)” классика современной испанской живописи Хуана Миро, картина, которая была выставлена на торги в 1991 году, но так и не была продана. В этой утонченной, но не характерной для мастера работе была своя прелесть, но отсутствовала ярко выраженная, бросающаяся в глаза эффектность. Независимо от ценности работы с искусствоведческой точки зрения, если она не ”берет за душу”, ее привлекательность для аукционного дома проблематична. ”Люди получают каталог за три-четыре недели и прибывают на место за два дня до торгов, - поясняет один опытный аукционист. - Есть картины, восприятие которых требует размышлений, а этот процесс занимает больше времени, чем могут позволить временные рамки аукциона”.
0