890

Антикварные автомобили: роскошь, а не средство передвижения

Антикварные автомобили уже опередили такие категории собирательских ценностей, как искусство диких племен, ковры и гобелены, произведения античных мастеров, и в ближайшие десять лет могут стать более популярными, чем европейская "континентальная" мебель, акварели и британская графика.Любой рынок с оборотом в миллиарды долларов очень скоро обрастает инфраструктурой брокеров, оптовых торговцев, спекулянтов и перекупщиков. В течение последнего столетия это было вполне характерно для рынка произведений искусства. Беглого знакомства с биографиями таких "ценителей прекрасного", как лорд Дювин или Бернард Беренсон, оказывается вполне достаточно, чтобы понять, что внешний лоск эстета - всего лишь дымовая завеса, призванная скрыть алчность, маниакальное стремление быть единственным обладателем ценной вещи.Коллекционеры различают рынки "художественного" и "прикладного" искусства. Только в первом случае речь идет об огромных деньгах. Однако и там, где речь идет о монетах и банкнотах, охотничьих ружьях и плюшевых мишках, есть своя система ценностей, свои эксперты и ценители.Когда старые автомобили только начали превращаться в предмет роскоши, многим казалось (как это обычно происходит, когда люди не вникают в суть проблемы), что речь идет об очередной причуде-однодневке. Многие потенциальные покупатели (так же, как и журналисты, пишущие об автомобилях) всерьез полагали, что добраться из пункта А в пункт В с наибольшим комфортом и надежностью лучше всего, воспользовавшись новеньким экземпляром модели "Тойота Королла".Так зачем же тратить в три, в пять, в десять раз больше времени для того, чтобы ездить на антикварной машине, в которой даже нет системы обогрева воздуха? Ответ прост: антикварный автомобиль - это все-таки роскошь, а не средство передвижения. И относиться к старым машинам нужно не как к транспорту, а как к игрушке. Коллекционирование таких автомобилей - это, прежде всего, способ времяпрепровождения, а сами авто - символ социального статуса и, пожалуй,... самое главное "украшение" настоящего мужчины.В течение последних 25 лет общая стоимость старых автомобилей, продаваемых за год на аукционах мира в качестве произведений искусства и объекта страсти коллекционеров, постоянно увеличивается. В одной только Великобритании этот показатель уже превысил отметку 100 миллионов фунтов стерлингов в год.Антикварные автомобили уже опередили такие категории собирательских ценностей, как искусство диких племен, ковры и гобелены, произведения античных мастеров, и в ближайшие десять лет могут стать более популярными, чем европейская "континентальная" мебель, акварели и британская графика. Разумеется, по мере роста цен, постоянно увеличивается и значение коллекционной автомашины как символа социального статуса. Так, например, только что сошедший с конвейера "Мерседес-540К" гораздо больше отвечает представлениям широких потребительских масс о роскошной автомашине, однако стоит он столько же, сколько огромный и престарелый бежевый монстр "Braque" - 2 миллиона долларов.Особенностью рынка антикварных автомобилей остается то, что большинство людей, связанных с ним, имеет весьма незначительное представление об объекте коллекционирования. Это означает, что всякий, у кого есть хоть немного вкуса и терпения, а также известный багаж знаний о старых автомобилях, может рассчитывать на успех. Устроители распродаж автомобилей с аукциона, к сожалению, недостаточно разбираются в вопросе, чтобы правильно составить подробный каталог, о котором мечтают коллекционеры и покупатели. По-прежнему нередко случается так, что в одном и том же каталоге можно встретить, например, прекрасный антикварный "Lalic" и... "Ягуар" модели "Е".Рынок ценных старых автомобилей проще всего сравнить с рынком антикварной мебели. Поцарапанные гарнитуры прошлого века могут совершенно неожиданно снова войти в моду, стать предметом вожделений коллекционеров и продаться на аукционе Кристи по очень высокой цене. Неожиданные, рискованные сделки действительно в состоянии подорвать устоявшуюся, казалось бы, систему ценностей. И на рынке антикварных автомашин сегодня происходит именно этот революционный процесс.Разумеется, каждый коллекционер может ошибиться, особенно на первых порах. И все же постоянное самообразование поможет избежать досадных промахов. Главное правило начинающего коллекционера: постоянно развивать собственное чувство прекрасного, посещать выставки и парады моделей, а также ралли, во время которых можно не торопясь разглядывать автомобили и сравнивать их между собой. Очень важно почаще бывать на аукционах и следить за тем, какие модели пользуются особенным спросом. И, наконец, совершенно необходимо читать и перечитывать старые выставочные каталоги.Каждому, кто начинает наблюдать за рынком антикварных автомобилей, сразу же бросается в глаза следующая особенность: по-настоящему ценные модели, которые вполне можно назвать произведениями искусства, выставляются на продажу очень и очень редко, в то время, как посредственные и неинтересные образцы продаются и перепродаются снова и снова. Это объясняется тем, что агенты по продаже предпочитают использовать аукционы, чтобы продемонстрировать заказчикам свое умение сбыть товар по высокой цене, а дилеры видят в торгах последний способ избавиться от "выдохшейся" или бесперспективной модели.Для того, чтобы определить истинную цену автомобиля, нужно руководствоваться наличием трех главных достоинств. Если хотя бы одно из них имеет место, машину можно покупать, а уж если присутствуют все три, то речь идет, видимо, о настоящем произведении искусства, которое ни в коем случае нельзя упускать. Во-первых, можно ли сказать, что машина внешне прекрасна и, что называется, "стильна"? Во-вторых, интересно ли вам будет управлять ею? Почувствуете ли вы, что вам приятно взяться за руль? (Заметим, что внешней экстравагантности должна всегда сопутствовать надежность.) Наконец, можно ли сказать, что весь автомобиль до последнего винтика собран с высочайшей тщательностью, а его составляющие от двигателя до отделки сидений характеризуются качеством и оригинальностью технических решений?
0