766

Бубен Нижнего Мира

Раз уж так вышло, что читатель - или читательница, что мне особенноприятно - набрел на этот небольшой рассказ, раз уж он решил на несколькоминут довериться тексту и впустить в свою душу некое незнакомое изделие,мы просим его как следует запомнить словосочетание "Бубен Нижнего Мира" ипопросить прощения за то, что ниже будут встречаться ссылки на словари иразмышления о предметах, на первый взгляд не относящихся прямо к теме; всеэто получит свое объяснение. Да и потом, что значит - относящийся к теме,не относящийся к теме? Ведь связь, невидимая рассудку, может существоватьна ассоциативном уровне, где происходят самые тонкие духовные процессы. На память приходит случай, описанный в недавно изданных во Франциивоспоминаниях доктора Чазова: как-то, прогуливаясь с ним по пустойТретьяковской галерее, Брежнев с испугом спросил, что это за мужчина всером костюме, что так странно глядит на него сквозь предсмертный туман.Чазов осторожно ответил, что впереди зеркало. Брежнев некоторое времязадумчиво молчал, а затем - видимо, под влиянием возникшей ассоциации -перевел разговор на ленинскую теорию отражения, которая, по словамгенсека, любившего иногда приоткрывать своим приближенным мрачные тайнымарксизма, была на самом деле секретной военной доктриной, посвященнойодновременному ведению боевых действий на суше, на море и в воздухе. Мывидим, как странно преломляется в инфернальной коммунистической психикетермин, не допускающий, казалось бы, никакой двоякости в своем толковании;удивительно также, что важная смысловая линия (зеркало) неожиданнопоявляется в нашем рассказе в связи с Брежневым, который не имеет к БубнуНижнего Мира вообще никакого отношения. Впрочем, мы слишком увлеклись примером, призванным всего лишьпоказать, что возникающие в нашем сознании смысловые связи часто неуловимыдля нас самих, хоть все и лежит, если вдуматься, на поверхности. Вернемсяк нашему бубну нижнего мира. Полагаем, что после приведенного выше примерачитатель не удивится, если перед разговором о собственно Бубне НижнегоМира речь пойдет о лучах - тем более что причина такого скачка скоростанет ясна. "Луч... 2. мн. ч. лучи, -ей. Физ. Направленный поток каких-л. частицили энергии электромагнитных колебаний, а также линия, определяющаянаправление потока." Таково одно из определений, даваемых четырехтомным словарем русскогоязыка, выпущенным Академией наук СССР. Интересно, что даже в небольшомобъеме процитированного текста намечено много смысловых ветвлений. Лучомможет быть поток частиц, электромагнитные колебания и чистая абстракция:линия. В числе прочего из этого определения можно выудить и такуюконцепцию: лучи - это направленный поток энергии. Складывается интересная ситуация. Дав определение одному слову, мыоказываемся перед необходимостью определять составляющие первоеопределение термины. Подобно тому как свет, проходя сквозь прозрачныйобъект, имеющий специальную конфигурацию (призма), расслаивается иразделяется, заключенное в одном слове значение оказывается размазанным внескольких словах, и для выделения интересующего нас смыслового спектраоказывается необходимой обратная операция, эквивалентная действию, котороеоказал бы на расщепленный свет другой оптический объект (обратная призма).Попробуем все же разобраться с употребленными в определении выражениями. Что такое энергия? Упоминавшийся выше словарь предлагает такоеобъяснение: "Энергия - способность какого-л. тела, вещества и т. п.производить какую-л. работу или быть источником той силы, которая можетпроизводить работу." Приводится пример: "Он долго носился с мысльюиспользовать энергию одного бурного таежного потока, чтоб получить дешевыйбурый уголь. Шишков, Угрюм-река." Надо сказать, что мы носимся с несколько иной мыслью. Нас посещаютсамые разные идеи; позднее мы поделимся некоторыми из них. А пока вернемсяк обсуждению понятия "энергия", от которого нас отвлекла наша глупаяпривычка говорить сразу обо всем на свете. Легко видеть, что подприведенное определение подпадает самый широкий круг феноменов;присутствие сокращения "и т. п." показывает, что энергией могут обладатьне только тела и вещества, но и все способное воздействовать, в том числесобытия, совпадения, идеи, искусство - стоит ли продолжать этот перечень?А сама энергия и есть способность воздействовать, измеряемая, когдавоздействие произведено. Мы уже почти приблизились к Бубну Нижнего Мира и просим еще немноготерпения у читателя, уже, вероятно, до смерти уставшего от нашей болтовни. Устать до смерти... Как все же странна наша идиоматика - бытовоесостояние переплетено в ней с самым страшным, что ждет человека. Какпримирить наш дух с неизбежностью смерти? Этим вопросом традиционноозабочены лучшие умы человечества, что легко подтвердить хотя бы фактомнашего обращения к данной теме. Еще раз раскроем цитированный словарь: "Смерть... 2. Прекращение существования человека, животного." Первого определения мы не приводим, потому что там встречается однопугающее нас слово (гибель). Как заметил албанский юморист ГайдурДжемалия, даже существо, победившее смерть, оказывается совершеннобеззащитным перед гибелью. Здесь, кстати, возникает интересная проблема -откуда берется страх? Возникает ли он в наших душах? Или, наоборот, душа -всего лишь опосредствующее образование (своеобразный отражатель),перенаправляющий объективно существующий в мире ужас, поворачиваясь к немупод таким углом, что его адское мерцание, отразившись от чего-то в нашемсознании, проникает в самые глубокие слои психики? Как знать. Особенноугнетает то, что мы можем не распознать этих моментов и понести в себенезаметные, но незаживающие и смертельные раны; бывает ведь так, что вдругпортится настроение и человека охватывает депрессия, хотя поводов к тому,казалось бы, никаких; так же и со смертью, настигающей изнутри. Да, смерть - это прекращение существования человека. Но вот вопрос:где проходит реальная граница между жизнью и смертью? В какой временно{йточке ее искать? Тогда ли, когда в бессознательном теле останавливаетсясердце? Тогда ли, когда исчезает сознание? Ведь личности после этого ужене существует. Тогда ли, когда, пропитываясь окружающим нас ядом,трансформируется душа и на месте одного человека постепенно вызреваетдругой? Ведь при этом исчезает прежняя личность. Тогда ли, когда ребенокстановится юношей? Юноша - взрослым? Взрослый - стариком? Старик - трупом?Не является ли слово "смерть" обозначением того, что непрерывно происходитс нами в жизни? Не является ли жизнь умиранием, а смерть - его концом? Ивот еще: нельзя ли сказать, что событие, в сущности, происходит тогда,когда становится необратимым? В свое время по всем этим поводам великолепно высказался Мишель деМонтень; высокая энергия мысли и изящество удивительным образомпереплетаются в его словах. ("...Если угодно, вы становитесь мертвыми, прожив свою жизнь, нопроживаете вы ее умирая: смерть, разумеется, несравненно сильнее поражаетумирающего, нежели мертвого, гораздо острее и глубже." "Сколько бы вы ни жили, вам не сократить того срока, в течениекоторого вы пребудете мертвыми. Все усилия здесь бесцельны: вы будетепребывать в том состоянии, которое внушает вам такой ужас, столько жевремени, как если бы вы умерли на руках кормилицы." "Где бы ни окончилась ваша жизнь, там ей и конец.") Впрочем, отсылаеминтересующихся этим и подобными вопросами к первоисточнику, где на каждойстранице встречается тот же способ компоновки идей (прозрачная
0