820

Horoshaia Novosti?

http://logos.press.md/Weekly/Main.asp?IssueNum=463&YearNum=15&IssueDate=26.04.2002&Theme=-1&Topic=7569ОТПУЩЕНИЕ ДОЛГОВСтандартное условие - на 15 лет, а дальше посмотрим Накануне визита в Вашингтон Василий Тарлев заявил: "Мы заручились поддержкой всех членов Парижского клуба в вопросе реструктурирования долгов по самому лучшему из вариантов, практикуемых этой структурой" Сначала хорошая новость. В апреле Правительство РМ с выплатой внешней задолженности справилось успешно. Деньги в адрес Всемирного банка ($2,9 млн), Японии ($1,7млн) и компании "Хьюлетт Паккард" ($600 тысяч) отправлены в срок. Других платежей в этом месяце не предусматривается. Сумму в общей сложности на 4,3 млн долларов министерство финансов сумело аккумулировать, не прибегая к экстраординарным источникам. Необходимые ресурсы были сформированы заранее за счет поступлений в бюджет, который в этом году пополняется достаточно успешно. Об этом корреспонденту "ЛП" рассказала недавно назначенная первым вице-министром финансов Марианна Дурлештяну, на протяжении уже нескольких лет непосредственно занимающаяся вопросами, связанными с переговорами о выплате внешних долгов Правительства РМ. Выплаты по внешним долгам в сумме порядка 200 млн долларов, которые приходились на текущий год, в значительной своей части в результате переговоров с кредиторами были тем или иным способом реструктурированы. Но и по оставшейся части в $138 млн переговоры продолжаются с тем, чтобы снизить до минимума нагрузку на бюджет. Хороший пример в этом отношении дали переговоры на "германском направлении". Долги на период 2001-2002 годов на общую сумму порядка $40 млн - состоящие из кредита германского правительства, а также обращенных на госбюджет РМ обязательств по гарантиям по коммерческому займу одного из немецких банков - переоформлены в кредиты сроком на 15 лет. Притом и обслуживание процентов по этим обязательствам по договоренности с германской стороной происходит по льготной модели - в течение пяти лет мы будем оплачивать только половину от установленной процентной ставки. В 2001 году в переговорах о реструктуризации удалось значительно продвинуться и на "российском направлении". Многочисленные долги, в том числе просроченные, на общую сумму в 122 млн долларов консолидированы в единый пакет и в отношении его договорились о погашении через 15 лет с льготным пятилетним периодом по выплате процентов. Это большой успех, так как Российская Федерация является самым крупным "двусторонним" кредитором Республики Молдова. Уже в текущем году схожим образом удалось реструктурировать долги по гарантиям государства на кредиты, не погашенные в отведенный срок кишиневским заводом "Глас Контейнер Компани" и винзаводом "Кирсово". (Кстати сказать, еще одна гарантия по коммерческому кредиту, заложенная в бюджет текущего года как вероятная к погашению за счет государства, "не актуализировалась" - "Термоком" сумел справиться с долгом перед ЕБРР самостоятельно.) Достигнутые результаты в переговорах о реструктуризации "двусторонних" долговых обязательств обнадеживают, так как отвечают стандартным условиям, предоставляемым членами Парижского клуба кредиторов заемщикам на "первом этапе". По словам М.Дурлештяну, это хороший задел и пример для переговоров с другими двусторонними кредиторами. Теперь Молдове необходимо получить допуск к переговорам уже непосредственно в рамках Парижского клуба. Когда это станет возможным - а станет возможным только после возобновления кредитования со стороны МВФ и Всемирного банка - наша страна сможет в короткие сроки завершить двусторонние переговоры "первого этапа" с теми членами клуба, которые пока занимают выжидательную позицию. И после этого перейти ко "второму этапу". На "втором этапе", исходя из величины долгового бремени нашего государства и с учетом развития в последнее время благоприятных тенденций в политике стран-кредиторов по вопросам отношения к долгам бедных стран, Молдова может рассчитывать на реструктуризацию значительной доли внешней задолженности еще на 15 лет (то есть в общей сложности на 30). Кроме того, в перспективе, Молдова может надеяться не только на это, но и на "прощение" части своих долгов членам Парижского клуба кредиторов. "Мы рассчитываем, что через какое-то время сможем обратиться к Парижскому клубу с просьбой предоставить нашей стране "неапольские условия", что подразумевает аннулирование 67% всех долгов", - отметила Марианна Дурлештяну. До сих пор такие условия предоставлялись только беднейшим странам Африки и Южной Америки, но в последнее время на представительных международных форумах рассматриваются потенциальные возможности для подобного жеста "милосердия" и в отношении ряда бедных стран, осуществляющих переход к рыночному типу экономики. (Об этом мы писали в "ЛП" № 7, в связи с состоявшейся в конце февраля конференцией в Лондоне, на которой обсуждались возможные меры и программы специально для семи стран СНГ, испытывающих наибольшие проблемы с выплатой внешнего долга.) Но для того чтобы попытаться использовать потенциальную возможность обратиться за "неапольскими условиями", Молдова в обязательном порядке должна урегулировать свои долговые обязательства с членами Парижского клуба на так называемом "первом этапе". А до этого ей надо обязательно урегулировать все вопросы с Международным валютным фондом и Всемирным банком. Только возобновление ими программ кредитования РМ откроет перед страной двери в переговорные залы Клуба. Если бы уже в текущем году власти нашей страны сумели окончательно согласовать с МВФ и ВБ трехлетние программы по достижению стабильности макроэкономики и развития, а также начать параллельно внедрять Программу по борьбе с бедностью, тогда у наших "переговорщиков" за столом Клуба появилась бы возможность уже в следующем году оперировать доводом о том, что "стандартные" программы не облегчили в достаточной мере положение страны - "как она не старалась" - и поэтому необходимы дополнительные льготы и послабления в режиме возврата внешних долгов на "двусторонней" основе. В связи с результатами недавних миссий МВФ и ВБ в Кишинев и визитом молдавской делегации в Вашингтон на этой неделе - первый вице-министр финансов высказала определенный оптимизм. По ее словам, достижение прочной договоренности о сотрудничестве с с этими учреждениями необходимы нам и потому, что на период до 2010 года примерно 46% от всего долгового портфеля государства приходится на международные финансовые организации. И если практически до последнего времени они выдавали Молдове кредиты сроками до пяти лет со ставками на уровне открытого рынка, то теперь страна имеет потенциальную возможность получать от них кредиты на 40 лет под мизерные проценты. Получение новых "льготных" кредитов позволило бы постепенно заменить ими прежние "дорогие" займы и использовать долговременную передышку для восстановления экономики и социальной сферы. Опять же, установление "теплых", или во всяком случае "ровных", отношений РМ с международными финансовыми организациями могли бы подвигнуть их, и в не столь уж отдаленной перспективе, к аннулированию какой-то части долгов. На конференциях в Лондоне, а затем и в Монтеррее такая возможность, в теоретическом плане, МВФ и ВБ обсуждалась. Во всяком случае, и среди их директората есть люди, которым по-человечески близко понимание того, что за плохо использованные кредиты должны расплачиваться не только получившие их "неопытные заемщики", но и считавшиеся "опытными" кредиторы-консультанты. Однако режим "наибольшего благоприятствования в отпущении долгов", конечно же, будет зависеть от оценки кредиторами "прилежности" каждого должника в отдельности. Программы кредитования для схожих стран международные кредиторы вырабатывают общие, а кредитуют исходя из специфических отношений с каждой из них. При этом надо делать и обязательную поправку на известную долю бюрократизма и консерватизма международных финансовых организаций - работу с ними надо строить на долгосрочных, неспешных отн
0