Блестящее прошлое: почему современный хром быстро теряет вид и что с этим делать
Все мы помним американские автомобили 50-х – 60-х годов и их основное
отличие в экстерьере: огромное количество хрома. Машина тогда должна была сверкать, сиять и желательно даже немного ослеплять. Можно подумать, что хромированные бамперы, колпаки, молдинги, решётки радиаторов ценились так высоко только из-за в буквальном смысле блестящего вида. Это не совсем так, и у распространения хромирования были и другие причины, более важные, иначе мода на такие элементы прошла бы намного быстрее. Однако нет, хром используют и сейчас. Только совсем не так и совершенно не тот. Почему раньше было лучше и можно ли что-то сделать с современной хромированной деталью?
Массово хромирование стали применять в конце 20-х годов прошлогостолетия. Связано это было и с развитием технологии, и с появлением больших промышленных установок для хромирования больших деталей в достаточном количестве. Со временем преимущества хрома становились более очевидными, а технологии – ещё более продвинутыми, так что отказываться от хрома было просто глупо. Во-первых, это было красиво: хром со временем не тускнеет и после небольшой полировки может сиять спустя десятилетия. Во-вторых, хромированная железная деталь отличалась намного более высокой коррозионной стойкостью и ржавела не так быстро, как просто окрашенный металл. Особенно это было заметно с учётом того, что грунтовки, краски и лаки в прошлом веке были не такими продвинутыми, как сейчас. В-третьих, покрытие хромом было намного более твёрдым, чем обычное ЛКП. А решётки радиаторов и огромные по моде прошлого века железные бамперы требовали как можно более прочной защиты от камней, песка и обычной дорожной пыли, которые портили краску автомобилей очень быстро. Так что тут хром был почти необходим с практической точки зрения.ассово хромирование стали применять в конце 20-х годов прошлого
столетия. Связано это было и с развитием технологии, и с появлением больших промышленных установок для хромирования больших деталей в достаточном количестве. Со временем преимущества хрома становились более очевидными, а технологии – ещё более продвинутыми, так что отказываться от хрома было просто глупо. Во-первых, это было красиво: хром со временем не тускнеет и после небольшой полировки может сиять спустя десятилетия. Во-вторых, хромированная железная деталь отличалась намного более высокой коррозионной стойкостью и ржавела не так быстро, как просто окрашенный металл. Особенно это было заметно с учётом того, что грунтовки, краски и лаки в прошлом веке были не такими продвинутыми, как сейчас. В-третьих, покрытие хромом было намного более твёрдым, чем обычное ЛКП. А решётки радиаторов и огромные по моде прошлого века железные бамперы требовали как можно более прочной защиты от камней, песка и обычной дорожной пыли, которые портили краску автомобилей очень быстро. Так что тут хром был почти необходим с практической точки зрения.Но это ещё не всё.
Защитно-декоративные функции хромирования, конечно,важны, но помимо них существуют и другие области применения этой технологии. Например, хромируют некоторые детали, которые работают с трением. Опять же – по причине прочности хрома. В этом случае используют так называемое пористое хромирование – разновидность хромирования с дополнительной анодной обработкой поверхности для получения большого количества пор и каналов, по которому лучше распределяется смазка. А ещё бывают хромированные отражатели фар и прожекторов. Правда, хром отражает чуть хуже того же серебра, но зато он, как уже говорили выше, не тускнеет. Ну и, наконец, хромированием иногда можно восстановить изношенные детали механизмов. Тут всё очевидно: слой хрома в некоторых случаях способен компенсировать механический износ на поверхности детали. Ну и опять же: так как этот слой прочный, то отремонтированная с помощью хромирования деталь может прослужить дольше новой. Однако это всё немного другое хромирование, а мы вернёмся к нашему защитно-декоративному. Как оно выполнялось раньше?
Блестящий пирог
Основное отличие хромирования в прошлом веке заключается в том, что хромом покрывали железные детали. Не было тогда моды делать пластиковые бамперы, корпусы зеркал заднего вида, решётки радиаторов или молдинги. И это было прекрасно, хотя весило, как чугунный мост, и стоило столько же.
Железные части хромировали (и хромируют сейчас) в несколько слоёв.
Дело в том, что хорошо хром в гальванической ванне осаждается только на
меди, латуни, алюминии или каком-нибудь цинковом сплаве. А вот
непосредственно сталь хромировать невозможно. Не буду никого тянуть на
прогулку по таблице Менделеева в компании хромового ангидрида и других
скучных терминов, просто факт: для хромирования железа требуется
подложка. Поэтому готовое хромирование выглядит, как слоёный пирог, в
котором непосредственно хром – лишь внешний слой. А сначала с помощью
электролиза в цианистом электролите осаждают медь, затем – ещё раз медь,
но в кислом электролите, на неё осаждают никель, и только на него – сам
хром. Есть ещё и другой рецепт этого пирога, согласно которому порядок
слоёв несколько иной. Первым идёт никель, на него осаждают медь в кислом
электролите, затем идёт ещё один слой никеля и уже на него осаждают
хром.
Теперь немного пояснений. Кислый электролит – это
электролит с ионами двухвалентной меди, который приводит к выделению
контактной меди на поверхности стальных деталей. Например, это
сернокислый электролит. Не уверен, что эту информацию можно отнести к
ценной, но если термин использовали, то вынуждены его объяснить.
Второе
замечание сводится к тому, что мы сейчас говорим именно о
защитно-декоративном хромировании. Другие типы имеют некоторые отличия,
но они нам сегодня не интересны.
Вот так вкратце выглядит процесс хромирования железных деталей. Толщина
хрома на них получается обычно небольшой, 0,5-2,0 мкм, но прочность
хрома позволяет готовому изделию блестеть очень долго. Разумеется, если
все операции были выполнены без малейших отклонений от технологий.
При поддержке anvelopeieftine.md