Греческий архитектор составил Руководство по обустройству улиц Кишинева
Во многих городах мира еще в 1970-е годы изменилась идеология формирования городской среды.
Во главу угла было поставлено создание комфортного пространства для городского жителя, ограничения транзита транспорта, превращение улиц в места проведения культурного досуга, встреч, общения, городской жизни, передает logos.press.md
Кишинев оказался в хвосте этих преобразований. У нас по-прежнему улицы забиты потоком транспорта, тротуары - припаркованными машинами, а о культурной городской жизни в этом хаосе говорить вообще не приходится.
Чтобы хоть как то изменить ситуацию, было разработано Руководство по дизайну (точнее по проектированию и обустройству) улиц Кишинева. Документ разработан для столичной мэрии греческим архитектором и городским дизайнером Мартой Джаннакопулу и командой архитектурного бюро «If_Untitled Architecture», в рамках проекта ПРООН «Устойчивые зеленые города для Молдовы».
В настоящее время Лаборатория Green City (ПРООН) и мэрия Кишинева запустили первый этап консультаций относительно этого документа. По сути, Руководство представляет собой набор рекомендаций на основе лучших международных практик по возвращению городским улицам роли общественных пространств, что даст возможность гражданам безопасного и комфортного передвижения.
По словам эксперта в области городского развития Виктора Киронда, этот документ не претендует на то, чтобы заменить строительные нормативы по проектированию улиц, или зональные и детальные градостроительные планы. Он содержит набор рекомендаций для конкретных действий в деятельности местных органов власти, управлений примэрии, общественных организаций, экономических субъектов, архитекторов, строителей, которые занимаются обустройством общественного пространства - улиц, дорог, скверов, остановок общественного транспорта, пешеходных и велосипедных дорожек, зеленых зон и т.п.
Руководство охватывает все составные части обустройства уличной среды. Оно содержит разделы по проектированию и типологии улиц, дорогам и проездам, в которых расписано, как лучше организовать движение велосипедов, автобусов, построить остановки общественного транспорта, как правильно обустроить велосипедные дорожки, парковки и т. д. Особого внимания заслуживают кишиневские тротуары. Они либо разбиты, либо выглядят как лоскутное одеяло, когда перед каждым домом или офисом плитка разного цвета и разной конфигурации - сообразно вкусам домовладельца. В Руководстве даются рекомендации как достичь единообразия, вплоть до того, какого размера плитку следует укладывать на улицах того или иного типа.
Отдельным разделом описано наилучшее устройство пешеходных переходов, островков безопасности для пешеходов, элементов тротуаров, размещения уличной мебели, установок освещения, контейнеров для мусора и т.д.
По итогам консультаций будут собраны и систематизированы мнения специалистов и жителей столицы относительно дизайна и планировки улиц города, которые будут представлены в окончательном варианте Руководства. Позже документ будет представлен для публичных обсуждений, после чего он будет предложен для утверждения муниципальным советом Кишинева.
По мнению главного архитектора муниципального проектного института «Chisinauproiect» Михаила Карецкого, эта работа, безусловно, полезная, она выполнена в виде Гида, который дает условные рекомендации о возможности выполнения тех или иных действий.
«Но, на мой взгляд, она требует развития и доработки. Эта работа представляет предварительные намерения, они положительные и нужные. Мы давно говорим, что надо этим в городе заниматься. Но она требует большего обобщения. В ней описано, какие должны быть тротуары, проезжая часть, парковки и т. д., но это все есть в соответствующих нормативных документах. Однако не каждый руководитель городского или муниципального уровня будет изучать эти нормативы. Поэтому такое наглядное, популярное и красочное пособие необходимо как для руководителей, так обычных горожан, обывателей, чтобы как-то ориентироваться в этих вопросах».
Руководство иллюстрировано фотографиями улиц европейских городов, но было бы неплохо среди них в сравнении показать улицы Кишинева, на которых можно было бы применить указанные рекомендации, считает Михаил Карецкий.
Сегодня в Кишиневе идет ремонт и реконструкция ряда улиц, в принципе эти рекомендации можно было бы уже применить на практике. Но для этого должна быть соблюдена существующая формальная процедура, то есть должно пройти обсуждение документа на соответствующем уровне.
Главное, чтобы эти рекомендации не остались только на бумаге, и для их реализации у городских властей хватило политической воли и желания сделать город комфортным, безопасным и привлекательным для его жителей.