1325

Как праздновали 23 Февраля в СССР

23 февраля стал воинским праздником еще в 1919 году. Однако до Великой Отечественной войны эта дата оставалась для большинства людей лишь одной из многих. В 1949 году 23 февраля переименовали в День Советской Армии и Военно-Морского флота. К этому времени праздник стал действительно народным, и отмечали его в каждой семье.


Взрослые устраивали «капустники» и дискотеки

С утра 23 февраля во всех городах СССР непременно проходил военный парад, а вечером – салют, на который собирались все. Военнослужащих и ветеранов поздравляли с высоких трибун, вручали им знаки отличия, ордена и медали, почетные грамоты и ценные подарки.

Затем начиналась неофициальная часть. Мужчин спешили поздравить на фабриках и заводах, в учреждениях, школах, институтах и даже в детских садах. Ни один представитель сильного пола не оставался в этот день без теплых слов и подарка.

На работе для сотрудников-мужчин накрывали стол, дарили им подарки (блокноты, портмоне, портсигары, галстуки, коньяк, бритвы, рубашки и даже носки), причем – всем, независимо от того, служил человек в армии или нет, ведь в советские времена «бегать» от службы было не принято. Если человек не отдал долг Родине, значит, не мог по объективным причинам. Не лишать же его теперь такого праздника.

В воинских частях в этот день солдатам давали усиленный паек, устраивали спортивные состязания и концерты самодеятельности. В институтах и средних учебных заведениях, помимо официальных торжественных мероприятий, могли провести «капустник», КВН или дискотеку.

Даже малышам дарили «мужественные» подарки

Даже в детских садах 23 февраля не было обычным днем. Дошколята готовились к празднику заранее: рисовали картинки на военную тематику, мастерили поделки, учили стихи и песни, слушали рассказы о детях-героях. На утренниках читали стихи про войну, разыгрывали сценки, пели хором. Мальчикам вручали «мужественные» подарки, например, набор солдатиков или машинки.

В большинстве школ дело не ограничивалось одной торжественной линейкой и «дежурными» поздравлениями мальчиков. Часто на праздник в класс приглашали ветеранов ВОВ, чтобы дети могли и услышать рассказы о войне, о ее тяготах и горестях, и о подвиге самых обычных людей. Это искреннее, нерегламентированное общение давало школьникам куда больше, чем официальная пропаганда.

Другим ярким впечатлением для советских школьников становились совместные поездки с педагогами в военный или исторический музей, в воинскую часть или даже на военный аэродром. Чем изобретательнее подходили учителя к программе на 23 Февраля, тем больше мальчишек утверждалось во мнении о том, что настоящий мужчина непременно должен служить в армии.

Одноклассницы начинали готовить праздник в январе

У школьников бывала и неофициальная часть праздника, к которой готовились не менее тщательно. Еще в январе девочки начинали перешептываться на переменах, планируя поздравление для одноклассников. Они рисовали плакаты и лозунги на листах ватмана, придумывали стенгазету, вырезали из цветной бумаги красные звезды, а потом приклеивали их на картон, надували шарики. К столу обычно самостоятельно пекли печенье или простенькие пироги, подавали чай или лимонад.

Особое внимание уделялось подаркам. Класса до 7-8-го очень важно было подарить всем мальчишкам одинаковые открытки и сувениры, чтобы никто не обижался, – будь то набор красок, или авторучки с разноцветными стержнями.

Иначе было у старшеклассников. К этому времени уже возникали первые юношеские влюбленности, идевочки старалась подобрать симпатичному однокласснику что-то «самое-самое, как у взрослых». Например, хороший детектив или даже одеколон «Тройной».

Был и еще один тонкий момент – школьницы прекрасно знали: как они подготовят 23 Февраля, так и их поздравят на 8 Марта, так что все очень старались.

Почти у каждого ребенка кто-то служил в армии

Затем наступало время поздравлений в кругу семьи. В СССР сложно было найти ребенка, у которого никто из родственников не служил в армии, будь то папа, дядя или старший брат. И у многих еще были живы дедушки, прошедшие войну.

Самые сознательные дети старалась в этот день по всем предметам получать только пятерки, хорошо себя вести. И все без исключения рисовали самодельные открытки.

Вместе со взрослыми школьники ходили возлагать цветы к могиле Неизвестного Солдата и на салют, а вечером устраивались за одном столом, чтобы послушать рассказы отца о его службе в армии или дедушкины – про войну, посмотреть старые альбомы с пожелтевшими фотографиями.

Сейчас нередко можно услышать мнение о том, что ребенка совсем не обязательно воспитывать в патриотическом духе, куда важнее привить ему умение постоять за себя в нашем непростом мире. Еще говорят, что «все эти подробности про войну» маленьким мальчикам вовсе ни к чему, якобы они формируют в неокрепшем сознании жестокость. Но у жестокости совсем другие корни. Как правило, она развивается в душе у тех, кому родители не рассказали о мужественности, долге и чести.

deti.mail.ru

0