Мошенники в правительстве заплатили огромные суммы за несуществующую реконструкцию дороги
Чиновники оказывали давление на компании, выигрывавшие финансируемые Европейским инвестиционным банком тендеры.
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Молдовы еще в сентябре 2015 года подписало с болгарской компанией SK-13 Patstroy JSC контракт на реконструкцию дороги R6 M1 Яловены – Леушены протяженностью 6,6 км. Этот проект предусматривал восстановление существующей дорожной системы с четырёхполосным движением, модернизацию разноуровневых перекрёстков и укрепление оползневого участка дороги.
Оценочная стоимость контракта составляет порядка 9 миллионов евро. Ремонтные работы должны были быть завершены в ноябре 2017 года. Ответственным за мониторинг работ по реконструкции трассы и бенефициаром проекта выступает государственное предприятие «Administraţia de stat a Drumurilor», подведомственное Министерству экономики и инфраструктуры.
Однако отобранная по результатам тендера болгарская компания, так и не приступившая к работе, успела получить за нее 673 000 евро. И пока вовлеченные в этот скандал чиновники перекладывают ответственность друг на друга, трасса продолжает представлять повышенную опасность для участников дорожного движения.
Зарегистрированная в Болгарии компания SK-13 Patstroy JSC со специализацией в области ремонта дорог и офисом в городе Перник выиграла несколько тендеров в своей стране. В лучшие годы оборот SK-13 Patstroy достигал 45 млн евро. Однако было подозрение, что эти тендеры являлись договорными, и качество выполненных работ вызывало сомнения.
С первого дня болгарская компания не проявила особого рвения в выполнении взятых на себя обязательств.
- Подрядчик мобилизовал всего шесть человек вместо запланированных 37 специалистов. Не была введена в эксплуатацию асфальтовая станция, на строительную площадку было завезено 18 единиц техники из требуемых 95. До сих пор не был установлен офис подрядчика и лаборатория, для которой так и не было завезено оборудование, - указано в одном из отчетов.
По данным Госадминистрации дорог, компания так и не завезла необходимое количество материалов для работы.
Как выяснилось, компания SK-13 Patstroy JSC на самом деле передала подряд на эти работы молдавской компании «Ecosem Grup» SRL, администратором которой является Адриан Рукан, а одним из учредителей - его жена Минодора Рукан.
Бывший сотрудник Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры рассказал, что такая практика является типичной для компаний, которые берут комиссию за подпись на документах, в то время как реальным исполнителем работ является другая компания, сообщил портал moldovacurata.md.
Тем не менее, работы по реконструкции трассы не продвигались. 4 апреля 2017 года Государственная администрация автомобильных дорог была вынуждена потребовать расторжения договора, о чем исполнителю было направлено соответствующее уведомление. За четыре дня до истечения срока уведомления о расторжении договора по заявлению администратора «Ecosem Grup» Адриана Рукан был задержан министр транспорта Юрий Киринчук и и.о. директора Государственной администрации автомобильных дорог Вячеслав Телеман. Как стало известно, Киринчук и еще трое подозреваемых оказывали давление на компании, выигрывавшие тендеры, финансируемые Европейским инвестиционным банком (ЕИБ), чтобы заставить их отказаться от части задач в пользу замешанных в схеме дочерних предприятий.
21 августа 2017 года, менее чем за пять месяцев до истечения двух лет, предусмотренных на реконструкцию 6,5 км дороги, вместо того, чтобы расторгнуть договор с болгарской компанией, которая не выполнила обязательства, Государственная администрация автомобильных дорог выплатила SK-13 Patstroy около 673 000 евро До этого государство уже понесло расходы в размере 600 000 евро за оплату услуг инженеров и руководителей.
Этот контракт является частью Программы поддержки дорожного сектора Молдовы, средства на внедрение которой выделил Европейский инвестиционный банк.