Полёты с холодком смерти, или Крутое пике
Экипажи авиакомпании, которая погрязла в многомиллиардных долгах, стали часто совершать опасные ошибки.
Боинг-737" авиакомпании "ЮТэйр", летевший из Грозного в Москву, оказался на грани сваливания и успел выровняться у самой земли. Как выяснил Лайф, для перевозчика подобные опасные инциденты вошли в систему. В начале октября при точно таких же обстоятельствах во Внуково чуть не рухнул другой "боинг" с сотней пассажиров.
А сейчас источники в Росавиации сообщили Лайфу о завершении расследования свежего инцидента с самолётом ATR72 под Томском. Борт с 62 пассажирами выкатился за пределы полосы после жёсткой посадки. По мнению Росавиации, все случаи были вызваны непрофессиональными действиями экипажей.
Косвенной причиной проблем в воздухе могут быть и финансовые неурядицы: перевозчик задолжал около 56 млрд рублей почти десятку банков. А недавно и вовсе заложил Сбербанку акции своего вертолётного бизнеса на 60 млрд рублей.
Жёсткая посадка под Томском
Как выяснил Лайф, инцидент произошёл ещё 28 августа. Тогда 62 пассажира и 4 члена экипажа, которые летели из Сургута в Томск, чуть не попрощались с жизнью при посадке. Самолёт ATR72 приземлялся в аэропорту Богашево при хорошей погоде.
Когда шасси коснулось полосы, борт неожиданно повело вправо, к краю бетонки. Второй пилот резко взял руля, но переусердствовал — и лайнер на скорости почти 200 км/ч вильнул к противоположной стороне полосы, прямиком к ангарам и зданию аэропорта.
И только на втором "вихлянии" в дело включился командир воздушного судна (КВС). По словам источника, самолёт буквально мотало вправо-влево по полосе.
— Самолёт продолжал катиться по неправильной траектории ещё метров 250. Увидев, что ситуация не меняется, КВС запоздало вмешался и начал выводить самолёт на середину взлётки, — рассказал источник в авиационной отрасли. — В итоге самолёт опять вернулся к правой кромке. Пытаясь удержать борт на полосе, КВС применил интенсивное торможение и реверс [двигателя]. Но ATR72 выкатился за пределы ВПП на скорости примерно 50 км/ч и остановился неподалеку от неё.
Случившееся квалифицировано как авиационный инцидент. Никто не пострадал, однако инспекторы Ространснадзора всё равно взялись за экипаж: по их мнению, пилоты действовали непрофессионально.
По словам источника в Ространснадзоре, до октября в отношении пилотов шла служебная проверка. А самолёт ещё некоторое время оставался на земле: его осматривали и проводили техобслуживание. Сейчас ATR72 вновь летает.
Не впервой
11 ноября "Боинг-737", следовавший из Грозного в Москву, практически ушёл в сваливание. Сваливанием называется срыв воздушного потока. Крыло самолёта находится под таким углом, что его больше не поддерживает поток воздуха. Это может произойти, например, если самолёт резко задерёт нос и сбросит скорость.
Как сообщает паблик Mash, на ночном рейсе экипаж нарушил схему захода на посадку и скоростной режим. Сработал вибросигнализатор штурвала — так называемый stick shaker. При его срабатывании начинает трясти колонку штурвала.
Согласно данным с сервиса Flightradar, при заходе на посадку скорость самолёта за считаные минуты упала с 470 км/ч до 315 км/ч. Одновременно лайнер начал резко терять в высоте: за какие-то три минуты с 1828 метров он "соскочил" до опасно малых 358 метров. И лишь недалеко от поверхности пилоты смогли выправить самолёт.
Судя по данным, вызванные непрофессионализмом пилотов, в последний год стали для "ЮТэйра" системой. В распоряжении редакции оказались документы по ещё двум инцидентам, в которых экипажи подвергли риску жизнь пассажиров. Об одном из них, с рейсом из Краснодара в Москву.
В небе над Внуково 13 октября этого года точно такой же "Боинг-737" с сотней пассажиров мог разбиться при заходе на второй круг. По словам источника, пилоты допустили выпуск закрылков на 30 градусов в тот момент, когда их нужно было убирать. В итоге при наборе высоты резко упала скорость, самолёт клюнул носом и стал заваливаться на правый бок. Некоторое время борт находился на грани сваливания.
Люди из авиационной отрасли проводят параллели этого случая со сценариями ростовской и казанской трагедий. Сценарии очень похожи: точно такие же "боинги" упали из-за резкого сваливания при уходе на второй круг. В Казани у них тоже отключался автопилот, а лётчики не сумели это вовремя распознать и принять меры. В Ростове "боинг" ушёл в пике при похожих условиях. На основании этого источник делает вывод, что причина кроется либо в каком-то системном сбое в "мозгах" этого типа лайнеров, когда самолёт выходит на второй круг, либо в одинаковых ошибках, которые могли допустить пилоты при таком сценарии захода на посадку.
О ещё одной истории с "ЮТэйром" знает лишь ограниченный круг людей. 16 сентября 2016 года в небе над Петербургом пассажиры сразу двух рейсов — всего около 200 человек — даже не подозревали, какой опасности подвергались. Их лайнеры избежали столкновения. "Боинг-737" авиакомпании "ЮТэйр" вечерним рейсом вёз людей из Внуково в Пулково. Рядом с ним шёл на посадку точно такой же лайнер авиакомпании "Россия", летевший из Ниццы. Действия экипажа "ЮТэйра" привели к опасному сближению самолётов. Столкновения удалось избежать лишь благодаря тому, что пилотов предупредили диспетчеры.
К сожалению, пять лет назад неподготовленность экипажа "ЮТэйра" стала причиной трагедии под Тюменью. Винтовым ATR72 (точно таким же, что выехал за пределы полосы в октябре) управляли 23-летний второй пилот и 27-летний командир ВС. КВС не проконтролировал, чтобы самолёт обработали противообледенительным составом, что привело к ухудшению аэродинамики. Во время набора высоты самолёт ушёл в сваливание, а пилоты не сразу поняли, почему машина стала так себя вести, и не успели "вытянуть". Погибло 33 человека из 43 находившихся на борту, в том числе оба пилота.
Косвенные финансовые причины
Во всех перечисленных случаях инциденты происходили из-за непрофессионализма экипажа. Между тем авиакомпании должны регулярно вкладываться в переподготовку и обучение своих экипажей. У "ЮТэйра" с деньгами есть проблемы.
Перевозчик уже около трёх лет обслуживает кредит перед "Сбербанком", банком "Россия", "Открытие", "Юникредит банк" и несколькими другими. Согласно опубликованной на сайте перевозчика отчётности, общая сумма кредита, выданного в 2015 году, составляет 65,4 млрд рублей. По большинству договоров срок погашения — до 2020 года. При этом на сегодняшний день "ЮТэйр" выплатил лишь около 14% всех долгов — 9 млрд рублей. По многим кредитным договорам авиакомпания ещё даже не сделала ни единого платежа.
Глава Сбербанка Герман Греф заявлял в интервью, что "ЮТэйр" пошёл на сокращение расходов, чтобы успевать гасить долг. Поэтому не исключено, что среди прочих сократили и расходы на обучение и переподготовку персонала.
Сейчас, похоже, финансовая ситуация заставила руководителей авиакомпании дать банкам дополнительные гарантии. Показать, что компания способна гасить кредиты, их есть "из чего" отдавать. Для этого в начале октября "ЮТэйр" заложил Сбербанку 99,9% акций своей дочерней фирмы, занимающейся вертолётными перевозками, — ПАО "ЮТэйр Вертолётные услуги". Акции стоят 60 млрд рублей — на пару миллиардов больше, чем осталось долгов. Почву для сделки стали готовить ещё летом, для чего внесли изменения в устав компании. Примечательно, что хронологически это произошло вскоре после того, как начались долговые проблемы у "ВИМ-Авиа".
Но и самое ценное имущество вертолётной "дочки" — авиационные двигатели для вертолётов Ми, иностранных моделей — тоже находятся в залоге у Сбербанка и других кредитных организаций.
Тревоги добавляет и размер стоимости чистых активов (СЧА) компании. Это один из важнейших показателей финансового благосостояния любой фирмы. Это сумма стоимости всего имущества компании, средств, за вычетом долгов. У "ЮТэйра" СЧА всего за три месяца упала почти на 3,5 миллиарда рублей и теперь составляет 10,5 млрд.
В начале ноября компания отчиталась за третий квартал — её чистая прибыль составила 1 млрд рублей. Это вдвое меньше, чем за третий квартал 2016-го. Тогда, согласно отчёту, прибыль равнялась 2,1 млрд рублей. Уменьшение прибыли произошло несмотря на то, что компания перевезла на 10% больше пассажиров.