485

В молдове предлагают обложить налогами сервисы skype, viber и whatsapp

Ассоциация иностранных инвесторов (FIA) призывает власти Молдовы исключить антиконкурентные условия экономической деятельности, создавшиеся на рынке телекоммуникаций. В очередном выпуске «Белой книги» (документ, в котором излагаются позиции FIA по ключевым вопросам) говорится, что операторы рынка телекоммуникаций вынуждены делить клиентскую базу с поставщиками альтернативных услуг связи через Интернет. Речь идет о технологиях OTT («Over-The-Top»), которые позволяют общаться дешевле или бесплатно, в том числе через такие приложения как Skype, Viber, WhatsApp и др.

«Самый большой вызов, с которым сталкиваются операторы мобильной связи в Молдове, это стагнация или снижение показателей рентабельности инвестированного капитала. Операторам пришлось делить клиентскую базу с другими игроками, которые работают через ОТТ-приложения для смартфонов. ОТТ-провайдеры создали множество альтернативных привлекательных условий для клиентов, и сегодня вытесняют традиционные способы передачи голосовых данных. Стандартные голосовые сообщения и sms — сообщения сегодня не в состоянии конкурировать с интерактивными услугами, которые предлагают OTT-технологии», — констатируют иностранные инвесторы FIA.

Официальным игрокам рынка телекоммуникаций сегодня непросто противостоять этим вызовам, но и в целом им приходится работать в условиях нелояльной конкуренции. Ведь в Молдове отсутствует четкое регулирование деятельности международных операторов OTT-технологий, нет условий для лояльной и недискриминационной конкуренции на рынке электронных коммуникаций.

В связи с этим Ассоциация иностранных инвесторов предлагает урегулировать деятельность поставщиков OTT-услуг и создать одинаковые условия для всех участников рынка телекоммуникаций. «Равные и справедливые условия деятельности для всех поставщиков означает их регистрацию OTT-провайдеров на территории Молдовы в качестве юридических лиц, подлежащих налогообложению», — говорится в «Белой книге» FIA.

О влиянии OTT-технологий на рынок телекоммуникаций в Молдове свидетельствуют и данные Национального агентства по регламентированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий (НАРЭКИТ). Так, в 2016 году, общий рост продаж на рынках мобильного и фиксированного Интернет доступа, а также увеличение доходов от других видов деятельности в области электронных коммуникаций (+14,5%) произошли в условиях выраженного сокращения объемов продаж на рынках мобильной телефонии, фиксированной телефонии, вещания и ретрансляции аудиовизуальных программ.

Отмечается, что после нескольких лет стагнации продажи услуг мобильной телефонии снизились, по сравнению с 2015 г., на 4,4% и составили 3,44 млрд леев, а продажи на рынке фиксированной телефонии, на котором в последнее десятилетие наблюдается спад, сократились на 14% и составили 876,1 млн леев. В то же время, объем продаж на рынке вещания и ретрансляции аудиовизуальных программ сократился на 18,9% и составил 297,8 млн леев. Снижение продаж на вышеуказанных рынках обусловил сокращение на 2,9% общего объема продаж в секторе электронных коммуникаций, — до 6,73 млрд леев.

«Рецессия фиксированной и мобильной телефонии обусловлена изменением потребительских предпочтений пользователей голосовых услуг — от фиксированной телефонии к мобильной и от мобильной телефонии к альтернативным услугам общения через Интернет сеть, которые дешевле или предоставляются бесплатно (приложения OTT: Skype, Viber, WhatsApp и др.). Эта тенденция, которая отмечается и на рынках телефонии в европейских странах, станет более выраженной в следующие годы, когда большинство потребителей будут использовать услуги мобильных коммуникаций через смартфоны», — отмечают специалисты НАРЭКИТ .

Однако в мире пока отсутствует единый подход в отношении регулирования OTT-сервисов. Несмотря на значительный рост этого сектора, явно не в пользу зарегистрированных операторов рынка телекоммуникаций, правительства разных стран мира только начинают создавать рамки для регулирования этой отрасли. Главной проблемой является то, что провайдеры ОТТ-технологий предоставляют онлайн-сервисы, не имеют юридических отношений с тем или иным государством и физически там не находятся. И, в отличие от них, зарегистрированные операторы связи инвестируют в развитие инфраструктуры, вкладываются в развитие качества предоставляемых услуг, платят налоги, создают рабочие места, несут социальную и экономическую ответственность.

Хотя ряд стран уже объявили о начале реформ в этой области. Например, в столице Аргентины с 2015 г. провайдеры OTT платили 3-процентный налог, теперь этот налог взимается с провайдеров OTТ всей страны с помощью кредитных карт компаний. В Колумбии запущена налоговая реформа, в рамках которой OTT-компании, созданные за рубежом, должны платить налоги (ставка зависит от типа сервиса).

В Евросоюзе этим вопросом занялись в 2016 году, когда операторы рынка телекоммуникаций стали жаловаться на сокращение доходов, непропорциональные регуляторные требования и нормы, нелояльную конкуренцию. В сентябре 2016 года были предложены поправки в нормативную базу в области электронных коммуникаций, в нем сформулированы три приоритета:

расширение выбора конечного потребителя на едином рыке путем создания конкурентной нормативной базы для сетей, услуг доступа в Интернет и услуг связи;

повышение доверия конечных пользователей новых услуг связи путем создания определенности в их правах и преодолении пробелов в области защиты конечных пользователей;

создание равных нормативных условий для функционально сопоставимых услуг.

При этом, предусмотрены некоторые новшества для интернет-сервисов (гарантия конфиденциальности коммуникаций). Однако в целом в ЕС считают, что ОТТ-технологии лишь частично влияют на развитие рынка телекоммуникаций и мобильной связи в частности.

0