609

Хочу, чтобы в Молдове было неподкупное правосудие

Людмила Гамурарь - координатор Представительства Румынского центра европейских политик в Республике Молдова. Она является лиценциатом политических наук, обладает степенью магистра в области дипломатии и безопасности, присвоенной по окончанию магистратуры в Бухарестской национальной школе политических и административных наук.

Более двух лет ежемесячно совершаю путь между Бухарестом и Кишиневом. В этом месяце в автобусе, которым добиралась в Кишинев, встретила колумбийца, ехавшего из Бухареста с группой студентов с ознакомительным визитом в Кишинев. В пути между двумя столицами он признался, что остался в восторге от того, что Бухарест оказался развитым и «живым» городом. Он даже подумал, что хотел бы жить в таком городе. Расспрашивал меня об уровне коррупции в Румынии и о том, существуют ли в стране необходимые условия для инвестиций.

Так завязалась наша беседа о борьбе с коррупцией, обязательство, которое взяла на себя Румыния в ходе переговоров по вступлению в Европейский союз. Действительно, Европейский союз все еще считает Румынию страной с высоким уровнем коррупции, поэтому она продолжает оставаться под мониторингом ЕС. Однако антикоррупционные органы (Национальное управление по борьбе с коррупцией DNA, Национальное агентство по неподкупности ANI и др.) развернули интенсивную антикоррупционную деятельность, в результате которой, с одной стороны, сумели ослабить явление коррупции среди политиков, а с другой стороны – убедить общественность в том, что борьба с коррупцией должна стать задачей всего общества.

DNA это учреждение, которого боятся все коррумпированные политики Румынии. Результаты DNA в расследовании и уголовном преследовании актов коррупции высокого уровня оценивает Европейский союз, но еще больше граждане Румынии, которые начали доверять румынской судебной системе. Я говорила своему колумбийскому попутчику, что и в Республике Молдова есть аналогичное учреждение – Национальный центр по борьбе с коррупцией (CNA). Но только эта структура не обладает политической независимостью, как DNA, поэтому не смогла добраться до крупных коррупционеров Республики Молдова.

Я хочу, чтобы в Молдове было такое же правосудие, как в Румынии. Хочу, чтобы граждане Республики Молдова были уверены, что в их стране существует правосудие, а коррупционеры подадут туда, где заслуживают быть, независимо от того, кем они являются. Хочу, чтобы CNA и Национальная комиссия по неподкупности стали хотя бы такими же сильными структурами как DNA и ANI в Румынии. Но это станет возможным только в том случае, если политики позволят данным структурам заниматься своим делом независимо, без политического вмешательства и указаний.

Лилия Захария

Legenda Foto: Людмила Гамурарь. Фото из персонального архива

0