Сможет ли Молдова добиться окончательного вступления в Евросоюз?
Наткнулся на стотью, что скажите?
Когда возникло намерение реформировать постсоветское пространство по стандартам и требованиям ЕС, то появилась программа «Восточного партнерства». Европолитики хотели интегрировать страны бывшего СССР в ЕС, но столкнулись со множеством проблем. Однако самая главная и неразрешимая из них находится внутри самой ЕС – отсутствие гарантий финансирования этого проекта.
Прошло почти полгода с того момента как вступило в силу Соглашение о создании глубокой всеобъемлющей зоны свободной торговли между Молдовой и ЕС (DCFTA). Кишинев, надеясь на дальнейшее продолжение процесса Евроинтеграции, сообщил в МВФ о своей готовности начать переговоры по новому Меморандуму о сотрудничестве для «улучшения макроэкономической стабильности, продолжения структурных реформ и снижения негативного влияния внешних факторов на молдавскую экономику». Руководство МВФ отнеслось к этому без особого энтузиазма. Недовольство проявилось после того, как весьма большие расходы были направлены на социальные нужды, и одновременно угрожающими темпами начал расти бюджетный дефицит Молдовы. Руководство МВФ не выполнило обязательств по финансированию, как то предусматривало предыдущее соглашение, и нашим радужным надеждам на выделение очередного транша в размере $76 млн., не суждено было сбыться.
Процесс Евроинтеграции в Молдове запущен и расходы, связанные с адаптацией к европейским нормам, ещё больше усугубляют ситуацию в экономике, и это не удивительно. Молдавский экономический аналитик Виссарион Чешуев, анализируя Соглашение с ЕС пришел к неутешительному выводу о том, что: «В Соглашении не содержится никаких упоминаний об источниках финансового и материально-технического сопровождения этой гигантской, по всем мерках, для любой страны, законодательной и организационной работы, но которую придется вести в условиях дефицита времени, т.е. в авральном режиме», отмечает он в отчете Отдела социально-экономической экспертизы Аппарата ЦК ПКРМ, опубликованном в марте 2014 года.
Уже сейчас понятно, что те расходы, которые намечается затратить на Евроинтеграцию, значительно выше, нежели получаемая выгода. Тем не менее, несмотря на это, аналитики из МВФ составили достаточно оптимистичный прогноз экономической ситуации в республике. Так, согласно отчету «World Economic Outlook» в Молдове ожидается общий спад экономики на 1% по сравнению с 2014 г., а инфляция превысит 7,5% в год. В то же время, по оценкам Независимого аналитического центра «Expert-grup», в 2015 году экономика Молдовы войдет в состояние рецессии. Национальная промышленность покажет отрицательный результат – минус 1,6%, а инфляция ожидается в районе 12%. Это довольно оптимистичный прогноз. Реальность же еще суровей. Некоторые молдавские эксперты оценивают ситуацию в национальной экономике в гораздо худших перспективах. Несмотря на неудержимый рост цен внутри страны, молдавские фермеры оказались в очень сложной ситуации и из-за недоступности российского рынка вынуждены резко снижать цену на свою продукцию. Молдавский экономический аналитик Михаил Пойсик отмечает, что: «Ни о какой конкурентоспособности национальных производителей не может быть и речи при отмене импортных пошлин на сахар в 75%, на свиное и говяжье мясо 20% плюс 200 евро за каждую тонну, на мясо птицы 20% плюс 100 евро за тонну. Становится очевидным, что после упразднения названных тарифных барьеров национальные производители в ближайшее время разорятся».
Возникает резонный вопрос: сможет ли Молдова даже в отдаленном будущем приблизиться к навязанной нам «евромечте» и добиться окончательного вступления в Евросоюз? Довольно убедительный ответ на этот вопрос дал г-н Хеннинг Рикке (Henning Riecke), руководитель программы трансатлантических отношений Федеративной Республики Германии: «Посмотрите на Турцию, которая с 60-х годов находится в ожидании членства в Евросоюз, и до сих пор никто не обращает на это внимание. Вы думаете, что с Молдовой будет иначе? Сейчас можно говорить только о долговременной политике партнерства, которая как-то может помочь в трудных политических условиях».
Судя по всему, делегация Молдовы надеется на саммите в Риге увидеть четкие действия Брюсселя, направленные на вхождение в ЕС. В открытом же доступе появился проект Декларации предстоящего саммита, и в нем нет ни слова о сближении Молдовы с ЕС. По-видимому, молдавскую делегацию после подведения итогов будет ожидать горькое разочарование. Выходит, г-н Хеннинг Рикке прав? Свои политические цели молдавская делегация может и не достичь, но вполне возможно, Кишинев может стать политической игрушкой в чужих руках. Существует вероятность, что Азербайджан, как один из участников программы «Восточного партнерства», использует саммит в Риге для признания мировым сообществом факта геноцида азербайджанского народа со стороны Армении. Политическая акция Азербайджанской Республики в эти дни усиленно прорабатывается на дипломатическом уровне путем прямого обращения к странам участницам «Восточного партнерства» с просьбой о поддержке в признании данного факта.
Нельзя допустить того, чтобы Молдова была причислена к несостоявшимся государствам. На пути в Евросоюз пример Греции не внушает нам оптимизма. В ближайшее время Еврозону могут потрясти события, напрямую связанные с Грецией, которая может объявить о своем дефолте. «Мы достигли конца пути. Если Европа не предоставит средства из фонда финансовой помощи, то альтернативы дефолту не будет», – заявил один из чиновников правительства Греции.
Нынешняя политика правящих властей Молдовы, направляемая ЕС и Вашингтоном, ведет к отмиранию целых секторов в молдавской промышленности и повальной миграции. Ещё не вступив в ЕС, мы можем потерять практически всю национальную экономику. Наша задача состоит в том, чтобы не допустить скатывания Молдовы на периферию мировой экономической системы.
Бужор Георгий