1115

Приднестровская модель для Донбасса

домбасс, политика
 Фото: 1tv.ru


Планируется, что в среду, 11 февраля, в Минске состоится встреча лидеров “нормандской четверки” по урегулированию украинского конфликта.

Встреча состоится, если будет соблюден ряд “но”. Как заявил президент РФ Владимир Путин, минский раунд будет возможен лишь в случае предварительного согласования “ряда позиций”.

О том, что встреча по Украине запланирована, но не гарантирована, заявил в понедельник в Брюсселе и министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. По его словам, встреча запланирована на 11 февраля, но для того, чтобы диалог состоялся, “нужно проделать еще много работы” и снять “самые серьезные вопросы”.

А, как заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, в Москве рассчитывают, что на возможном саммите в “норманнском формате” все-таки будут приняты важные решения.

Внедрение приднестровской модели

Судя по всему, речь идет о реализации т.н. приднестровского сценария для самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик.

Как сообщило на прошлой неделе издание The New York Times, президент России Владимир Путин предложил канцлеру Германии Ангеле Меркель и президенту Франции Франсуа Олланду дорожную карту по созданию в Украине “нового Приднестровья”. “Это не мирный план”, – процитировала газета анонимного дипломата. – “Это дорожная карта по созданию нового Приднестровья или Абхазии в Украине”.

Также источники газеты утверждали, что упомянутый план “был слишком циничен и, по сути, просто предлагал заморозить конфликт”. В результате де-юре не включая юго-восток Украины в свой состав, Российская Федерация негласно бы поддерживала данные гособразования, в том числе финансами, и контролировала их. Как это сейчас происходит с Приднестровьем.

После получения “плана Путина” канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд тут же составили свой “мирный план урегулирования ситуации на Украине”, являющийся “творческим развитием” не совсем выгодных для Москвы (ситуация-то в регионе с тех пор изменилась) минских соглашений. С этим планом в прошлый четверг Меркель и Олланд и отправились сначала к президенту Украины Петру Порошенко, а в пятницу, 6 февраля, - на переговоры с Владимиром Путиным.

О “мирном плане” Олланда-Меркель или, как его предпочитают официально называть, “пакете мер в рамках усилий по всеобъемлющему урегулированию конфликта на востоке Украины”, пока мало что известно. Эксперты говорят о “смягченном варианте приднестровской модели”.

“Мы сделаем новые предложения по урегулированию конфликта на Украине, и они будут основаны на сохранении территориальной целостности страны”, - объявил Франсуа Олланд, отправляясь в Киев. “Меркель и Олланд призвали Петра Порошенко подумать о “приднестровском варианте” и заморозить конфликт в Донбассе на неопределенное время”, - сообщило украинское новостное агентство “Харьков” после встречи европейских лидеров с президентом Украины. Об этом же заявил агентству “Интерфакс” источник, близкий к контактной группе по мирному урегулированию ситуации в Донбассе.

Как пишут СМИ, сейчас основные переговоры между Москвой, Берлином, Парижем и Киевом ведутся вокруг трех принципиальных вопросов: 1) Установлению линии размежевания противоборствующих сторон по административным границам бывших Донецкой и Луганской областей Украины; 2) Введению иностранных миротворцев; 3) Предоставлению особого автономного статуса Донбассу с фиксацией этого статуса в Конституции Украины, а также получению другими регионами страны широких автономных полномочий, которые фактически должны превратить Украину в федерацию.

Судя по всему, это и есть тот “ряд позиций”, от согласования которых зависит, состоится или нет встреча “нормандской четверки” по урегулированию украинского конфликта в Минске, и насколько успешной будут ее результаты.

А США против

Многие российские, украинские и европейские комментаторы и эксперты скептически смотрят на успех нынешнего “миротворческого проекта” для Украины.

Во-первых, потому что официальный Вашингтон, заинтересованный в дальнейшей эскалации конфликта, не устраивает сворачивание военных действий на юго-востоке Украины и любое мирное урегулирование.
Как заявил украинскому еженедельнику vremia.ua президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко, США заинтересованы в расширении конфликта на всю территорию Украины. “Эскалация военных действий приведет к распространению гражданской войны на всю территорию Украины и распаду страны. Процесс дезинтеграции уже запущен — он лишь набирает обороты. Ведь разрушение Украины выгодно США, чтобы ослабить конкурентов. Восстанавливать страну будут Россия и страны Европейского Союза за счет собственных ресурсов”, — считает эксперт.

Помимо ослабления конкурентов, эскалация конфликта на Украине – это еще существенное подспорье для американской оборонной промышленности. 18 декабря прошлого года президент Барак Обама подписал “Акт в поддержку демократии в Украине”, в котором говорится о предоставлении военной помощи на общую сумму $350 млн. $100 млн будут предоставлены в 2015 году, по 125 млн — в 2016 и 2017-м. Помощь будет содержать противотанковое вооружение, оружие и боеприпасы для личного состава, радары для выявления артиллерийских батарей, дальномеры, оборудование для оптического наведения и управления, беспилотники для тактического наблюдения, оборудование связи.

А сегодня Соединенные Штаты заявляют о возможности поставок в Украину боевого (т.н. “летального”) оружия. “Если они будут поставлять оружие, будет дальнейшая эскалация конфликта, он будет нарастать”, - заявил в ответ на планы американцев секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев. А председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков считает, что возможные поставки оружия Киеву могут закончиться полноценным иностранным военным вмешательством, представляя реальную угрозу европейской безопасности.

Европейские лидеры, оставаясь верны союзническим отношениям с США, тоже категорически против поставок летального оружия в Украину. Штаты-то, как обычно, отсидятся у себя за океаном, снимая сливки, а разгребать “украинские завалы” придется Европе, которую итак уже трясет.

Греция после выборов признается в любви России и, как говорят эксперты, “выкручивает Ангеле Меркель руки”. Новый премьер-министр страны Алексис Ципрас подготовил секретный план по выходу Греции из НАТО, который грозит изменить ход международной геополитической игры. Кипр готов предоставить России свою территорию под военные базы. Как написала на днях итальянская “Il Giornale”, “мы можем получить маленькую Кубу прямо возле наших дверей”.

Экономический Blitzkrieg против России не дал ожидаемых эффектов. Барак Обама явно поспешил, выдавая желаемое за действительность, когда две недели назад объявил, что российская экономика находится в руинах благодаря действиям США. Цена на нефть – основной источник пополнения российского бюджета - опять пошла вверх. А Евросоюз из-за введения антироссийских санкций потерял 21 млрд. евро.

Авторитет Владимира Путина после введения санкций не только не упал, а наоборот, укрепился. Социальных взрывов из-за международной изоляции РФ, вопреки ожиданиям, в России не произошло – Запад в очередной раз столкнулся с загадочностью русской души. Да и изоляции, как таковой, не случилось: после охлаждения отношений с Западом, Россия укрепила связи на востоке, сблизилась с Турцией, теперь расшатывает Евросоюз (Греция и Кипр).

На фоне всего этого в самом ЕС “партия войны” стремительно теряет свои позиции. Президент Чехии Милош Земан призвал как можно скорее отменить антироссийские санкции. Венгрия пошла против Брюсселя. Европа больше не хочет содержать Украину.

Так что нынешняя челночная дипломатия Олланда-Меркель, попытка договориться с Москвой и Киевом и заморозить украинский конфликт – это своего рода вынужденная мера. Попытка погасить разгорающийся пожар в собственном доме и не пойти на поводу у США.

Однако Вашингтон будет делать все возможное, чтобы Берлин, Париж, Москва и Киев не договорились. Барак Обама в понедельник на совместной пресс-конференции с Ангелой Меркель прямо заявил, что хоть США и занимают единую с Европой позицию по принципу неделимости Украины, между Вашингтоном и европейскими столицами могут возникнуть “тактические разногласия” в вопросе урегулирования конфликта.

А официальный Киев слишком зависим от Вашингтона. Да и мирное урегулирование конфликта на юго-востоке не в интересах украинских лидеров, потому что военные действия позволяют отвлекать внимание общества от всех непопулярных мер, просчетов и ошибок. А также, как считают эксперты, могут послужить предлогом для подавления протестов против власти, кризис которой прочат этой весной.

Кроме того, нынешняя украинская власть – это одна большая партия войны. И даже если Олланд и Меркель вдруг убедят президента Порошенко согласиться на федерализацию страны и предоставление юго-востоку широкой автономии, премьер Арсений Яценюк и радикальные партии в Раде, полагает эксперт ресурса “Expert Online” Геворг Мирзаян, опасаясь за свой политический капитал, не станут сидеть сложа руки, получив прекрасную возможность сыграть на фоне Порошенко роль “патриотов” и “защитников” страны.

Так что не удивительно, что канцлер Германии Ангела Меркель накануне встречи в Минске заявила, что сомневается в успехе переговоров “нормандской четверки”. “У меня нет гарантий. Я не могу дать никаких гарантий относительно результатов переговоров в среду. Может быть, ничего и не выйдет”, - заявила она, подчеркнув, что дипломатическое решение по-прежнему остается единственной возможностью для урегулирования ситуации.

Приднестровская модель для Приднестровья уже не подходит

А ведь еще каких-то пару лет назад та же Ангела Меркель активно пыталась избавиться от приднестровской модели, которую сейчас считает вполне приемлемой для Донбасса.

После того, как в июне 2010 года тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев и Ангела Меркель подписали Меморандум о создании Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, активно заговорили о существовании нового плана урегулирования приднестровского конфликта - т.н. миротворческого плана Медведева-Меркель.

По сути, это было возвращение к “Меморандуму Козака” 2003 года, от подписания которого президент РМ Владимир Воронин отказался в самый последний момент. По официальной версии, он не мог согласиться на присутствие российских военных на территории страны до 2020 года, которое было закреплено в меморандуме. По неофициальной – на Воронина надавил Вашингтон.

Согласно плану Медведева-Меркель, Республика Молдова вроде как должна была отказаться от тормозящего переговорный процесс унитарного устройства. Приднестровье, получив особый статус (автономии с широкими полномочиями), окончательно бы вошло в состав Молдавской федерации. Россия постепенно вывела бы свои войска из региона, либо продемонстрировала “открытость в том, чтобы позволить ЕС и ОБСЕ ввести их миротворцев и других военных в Приднестровье”. За Молдовой раз и навсегда закрепился статус нейтрального государства. А Евросоюз “наградил” бы Россию безвизовым режимом.

Однако, как и в случае с меморандумом Козака, предположительно вмешались США. Как писал скандальный сайт WikiLeaks, “Соединенные Штаты совершенно не рады происходящему, но не хотят конфронтации в Молдове ввиду наличия других проблем на уровне Москва-Вашингтон. Поэтому США попросят Литву, Польшу, Румынию и Великобританию надавить на три партии (правящего Альянса) в Кишиневе, чтобы они отклонили российско-германский план урегулирования”.

Было ли это действительно делом рук Соединенных Штатов, уже не суть важно. Потому что к власти в России вернулся Владимир Путин - сторонник более жесткого диалога с Западом, чем его предшественник.

В этих условиях, Запад стал продвигать совершенно новый вариант решения приднестровского конфликта – “выборочную европеизацию” Молдовы или т.н. кипрский вариант. То есть, “европеизацию” одной части страны при сохранении имеющегося статуса-кво в другой ее части.

Замысел западных партнеров, в принципе, был ясен: зачем насильно тянуть упирающегося, если его можно вынудить? Демонстрирующей “выдающиеся заслуги” в деле европейской интеграции РМ по большому блату предоставляются всевозможные льготы в разумных пределах, включая создание зоны свободной торговли с Евросоюзом. Торговые преференции перестают действовать, и приднестровские предприятия сталкиваются с ужесточением торгового режима с Евросоюзом. В итоге непризнанная ПМР, активно торгующая с Западом, оказывается перед выбором – куда ей податься?

Как раз сейчас этот план активно реализуется, но говорить о его практических результатах еще рано. Во-первых, полноценная ЗСТ между РМ и Евросоюзом еще не создана. Во-вторых, торговые преференции с ЕС прекратят действовать только в конце 2015 года. В-третьих, Россия сыграла на опережение и закрыла свой рынок для молдавских товаров, а предоставленные Молдове в экстренном порядке в ответ на действия РФ европейские “блага” не сработали из-за бюрократических проволочек в самом Евросоюзе и неготовности молдавских производителей к европейским коммерческим требованиям. В-четвертых, из-за нынешнего геополитического обострения Россия вряд ли будет пассивно наблюдать за тем, как у нее из-под носа уводят Приднестровье и пытаются заставить его “европеизироваться” в составе единой и неделимой РМ. В этих условиях “кипрская модель” для Приднестровья может не сработать так, как задумывалось ее авторами изначально.

0