Румыния и Молдова: выбор после выборов.
После того, как из-за конфликта на Украине обострились отношения между Западом и Россией, любые выборы в бывших советских республиках и в соседних с ними государствах считаются судьбоносными, а политические силы делят на пророссийские и проевропейские.
Молдова, несомненно, входит в сферу геополитических интересов России и Румынии. Также, от ситуации в этой стране и от расстановки политических сил, находящихся у власти, во многом зависит судьба Приднестровья и ситуация в южных областях Украины.
Таким образом, несколько неожиданные результаты ноябрьских парламентских выборов в Молдове и президентских в Румынии, несомненно будут иметь значительное влияние на геополитическую ситуацию в регионе и на развитие отношений в политическом шестиугольнике Россия-Украина-Приднестровье-Молдова-Румыния-Европейский Союз.
Итоги выборов в Молдове фактически отразили реальный политический расклад в республике и фактически обозначили раскол среди населения. Формально, на выборах победили проевропейские силы. Но почему-то не покидает ощущение, что эта победа какая-то уж совсем вымученная, практически, на грани. За пророссийские партии социалистов и коммунистов наиболее активно голосовали на севере Молдовы в муниципии Бэлць, где живёт много русских и украинцев, в Гагаузской автономии и в Кишинёве, где также высок процент русскоязычного населения. Высокий результат, который получила на выборах пророссийская Партия социалистов (более 21%) обусловлен также активной российской пропагандой и тем, что накануне выборов с предвыборной дистанции была снята другая пророссийская политсила – Patria («Родина»). Несмотря на ряд внешнеполитических успехов – подписание Соглашения об ассоциации с ЕС и введение безвизового режима с Евросоюзом, ситуация в стране остается непростой. Отсутствие реформ, сложная ситуация в экономике и социальной сфере, коррупционные скандалы с вовлечением в них местных олигархов, cработали против проевропейских политиков. В целом, в ходе прошедших выборов избиратели ориентировались не на программы реформ, а на геополитический вектор.
Проевропейским силам, которые будут иметь в парламенте Молдовы всего 55 голосов из 101, предстоит отстаивать в политической борьбе европейский вектор развития. Если новоизбранная проевропейская власть снова не выполнит свои обещания, то следующие выборы будут также геополитическими и развернут страну к России и Таможенному Союзу.
Следует отметить, что в нынешних геополитических раскладах элементом сдерживания проевропейских сил Молдовы является Приднестровье. В современных условиях расположение Приднестровья имеет для России важнейшее значение для отстаивания ее геостратегических интересов в Восточной Европе, на Украине и в Придунайском регионе, поскольку до Одессы рукой подать, до устья Дуная опять-таки близко, до перекопского перешейка недалеко, а от северной оконечности Приднестровья легко добраться до Черновцов, Тернополя, Винницы, не говоря уже о Кишинёве, Яссах.
Несомненно, что непризнанную республику и пророссийски настроенные слои населения в ряде других регионов Молдовы Россия, имеющая опыт дестабилизации ситуации на Украине, может использовать в своих целях для раскалывания страны на части. При этом необходимо учитывать, что в Приднестровье находится боеспособный контингент российских войск, а бывшие сотрудники МГБ ПМР принимали активное руководящее участие в аннексии Крыма и создании ДНР и ЛНР на Донбассе. И основания для таких прогнозов существуют. Так, в частности, согласно заявлению президента ПМР Евгения Шевчука, сделанному в ноябре с намеком на крымский сценарий, Тирасполь может самостоятельно определить свою судьбу с помощью референдума.
Дестабилизация в Молдове неминуемо создаст угрозу ситуации в Одесской области Украины. Поэтому Киев объективно заинтересован в сохранении стабильности в Молдове.
Значительное влияние на стабильность в регионе
оказывает позиция Румынии. В феврале этого года находящийся с визитом в
Бухаресте лидер группы социалистов в Европарламенте Ханнес Свобода заявил, что
«Республика Молдова в настоящий момент сталкивается с двумя угрозами: Россией и
президентом (Румынии) Траяном Бэсеску». Лидер ПМР Евгений Шевчук также указывал,
что планы Траяна Бэсеку по присоединению Молдовы, являются одним из факторов
формирования Приднестровского конфликта.![]()
Румынское руководство, вплоть до избрания новым президентом Клауса Йоханниса, озвучивало планы присоединения Молдовы. В Бухаресте не делали секрета, что путь в Евросоюз для Молдавии лежит через объединение с Румынией. Траян Бэсеску аншлюс Молдавии даже назвал национальной идеей. А премьер Виктор Понта, надеясь быть избранным в президенты страны, даже обозначил и дату, когда это должно произойти, — 2018 год. Однако по результатам выборов президентом Румынии стал либерал Клаус Йоханнис, который де-факто вступит в должность 22-го декабря.
Новоизбранный президент не воспринимается в румынском обществе как преемник президента Траяна Бэсеску, который в истории Румынии останется как глава государства, дважды подвергавшийся процедуре импичмента. Впервые это произошло в 2007 г., когда Консервативная партия, Социал-демократическая партия и партия «Романия Маре» («Великая Румыния») обвинили Бэсеску в превышении полномочий. Во второй раз процедура импичмента была инициирована в 2012 г. правящим Социал-либеральным союзом, обвинившим президента в нарушении конституции и создании препятствий для работы правительства. Это решение стало следствием конфликта между Бэсеску и Понтой, возглавившим правительство после победы на парламентских выборах 2012 г.
Но оба раза Траяну Бэсеску удавалось выйти «сухим» из воды, чтобы потом с новыми силами продолжить борьбу со своими политическими оппонентами.
В победе Йоханниса свою роль сыграл запрос румынского общества на борьбу с коррупцией, которая для Румынии — настоящий бич: страна имеет репутацию одной из наиболее коррумпированных в Евросоюзе. Уровень коррупции в этой стране в четыре раза превосходит среднеевропейский показатель. Например, за месяц до выборов Национальное антикоррупционное управление Румынии (DNA) заподозрило нескольких бывших министров из разных партий в том, что с 2000 по 2005 годы они получали взятки от таких IT-концернов, как Microsoft и Fujitsu Siemens Computers. Общая сумма взяток оценена примерно в 50 млн. евро. В мае этого года сам Бэесеку обвинил премьера Румынии в отмывании денежных средств. По словам президента сума в 3,1 млрд. евро, которые Евросоюз выделил на развитие экономики Румынии, осела в карманах соратников В.Понти.
На сегодняшний день недостаточная борьба с этим явлением в высших эшелонах власти является одной из причин, по которой Румыния до сих пор не вошла в Шенгенскую зону.
Клаус Йоханнис — тоже не ангел. Его, в свое время, обвиняли в аферах с недвижимостью. Но за Йоханниса, судя по всему, румыны голосовали потому, что в его шкафу значительно меньше коррупционных «скелетов», чем у других румынских политиков. А ведь от президента во многом зависит и эффективность борьбы с коррупцией: именно глава государства отвечает за назначения на ключевые должности в прокуратуре. В общем, не случайно Йоханнис уже объявил в своей стране войну коррупции.
В ходе своей предвыборной кампании новоизбранный президент говорил, что одним из его приоритетов будет поддержка европейской направленности Молдовы. Поэтому он не будет лишний раз накалять отношения между двумя странами и ставить коллег из Кишинева в неприятное положение, выступая с громкими политическими заявлениями и проектами популистского характера, как это любил делать Траян Бэсеску, Клаус Йоханнис занял более умеренную позицию. «Если граждане Молдовы захотят объединения с Румынией, никто не сможет их остановить. Но если они не захотят этого, то никто их не обяжет», - объявил он.
Что касается Украины, то Бухарест проводил, по сути, конфронтационную политику в отношении этой страны. Такому подходу способствовали проблемы в двусторонних отношениях: вопрос нацменьшинств, строительство канала «Дунай — Черное море», делимитация континентального шельфа и исключительных экономических зон, включая долгий спор вокруг острова Змеиный, выдача румынских паспортов украинским гражданам в Черновицкой области, Одесской и Закарпатской областях.
Кроме того, весна 2014 года придала второе дыхание политике Румынии по укреплению своих позиций на территориях, которые в Бухаресте считают либо исконно румынскими, либо такими, которые должны находиться в сфере влияния. Противостояние Москвы и нынешнего Киева, вошедшее в активную фазу с 1 марта, создало для правительства бывшего президента Траяна Бэсеску благоприятные условия по энергичному укреплению своих позиций на «утраченных землях».
Румыния демонстрировала заинтересованность в эскалации российско-украинского противостояния, чтобы исключить в обозримом будущем скоординированную точку зрения России и Украины по противодействию геополитическим планам Бухареста. В геополитическом плане, Румыния также заинтересована в том, чтобы ослабить Россию путём сталкивания её с Западом и, тем самым, не дать Кремлю эффективно отстаивать свои интересы в Молдове и помогать Приднестровью. В интересах Румынии ослабить и Украину, чтобы в будущем Бухаресту легче было закрепляться в Южной Бессарабии, Северной Буковине, острове Майкан на Дунае. Также Румыния не против навечно застраховаться от возможности возвращения Украиной утраченного ею в 2009 году газоносного шельфа у Черноморского острова Змеиный.
Однако, с приходом к власти Клауса Йоханниса ситуация может поменяться, ведь новоизбранный президент заверил своего коллегу в Киеве о желании строить добрососедские отношения и выразил поддержку Украине в ее евроинтеграционных намерениях.
Как будут развиваться события, покажет время. Однако хотелось бы верить, что политики смогут удержать ситуацию в регионе в стабильном состоянии.