816

Рокировка в «Восточном партнёрстве»

1 сентября Молдову ожидает беспрецедентное для страны политическое событие: в Кишинёве пройдёт саммит министров иностранных дел государств-членов ЕС. Примечательно, что встреча глав европейской дипломатии в молдавской столице совпадает с началом действия договора об ассоциации между РМ и ЕС.

О проведении саммита министров иностранных дел стран Европейского Союза в Кишинёве накануне заявил глава румынской дипломатии Титус Корлэцян.

Корлэцян подчеркнул, что Румынии «удалось убедить европейских министров организовать встречу в Кишинёве». Стоит также отметить, что и сам саммит будет проходить под председательством Румынии, которая разделит данный пост с Францией.

Однако, встреча столь высоких европейских чиновников, которая по обыкновению проходит в Брюсселе или Люксембурге (об этом заявил и сам глава МИД Румынии), впервые пройдёт в стране-партнёре ЕС. Объяснение этому вновь нашлось в словахКорлэцяна, который подчёркивает, что «мероприятие станет чётким политическим сигналом поддержки проевропейского правительства в Молдове». Причиной для такой активной поддержки румынский дипломат называет вызовы, с которыми Молдова столкнулась во внутренней стабильности и национальной безопасности.

Молдавская витрина для «Восточного партнёрства»

Очевидно, что первоочередным местом встречи министров иностранных дел ЕС должен был стать Киев, который среди трёх новоиспечённых стран-партнёров Евросоюза (Украины, Молдовы и Грузии) является политическим тяжеловесом. Однако подобный саммит на фоне украинского кризиса и вооруженного конфликта в восточных областях страны не позволил бы европейским чиновникам безболезненно говорить о высоких успехах ассоциированных членов и результативности евроинтеграционных процессов в Восточной Европе в целом.

Перенос саммита в Кишинёв - как раз тот случай, когда срабатывает план «Б». В качестве примерного исполнителя европейских наставлений главы руководящих структур Евросоюза называли Молдову не единожды. Поэтому, исходя из логики Брюсселя, проведение саммита в Кишинёве может стать успешным показательным выступлением для продвижения «Восточного партнёрства» и укрепления имиджа новых ассоциированных партнёров среди государств-членов ЕС.

В свою очередь, проведение встречи глав европейской дипломатии совпадёт и с вступлением в силу договора об ассоциации между РМ и ЕС, который на сегодняшний день ратифицировали только Румыния, Болгария и прибалтийская «тройка». При этом для окончательного вступления в силу документ должен быть ратифицирован всеми членами Европейского Союза. Следуя данному правилу, 1 сентября  положения договора должны вступить в силу только на временной основе, но, как ситуация сложится на практике, неизвестно.

Перед началом конца

Назвать визит европейских министров в Кишинёв исключительно протокольным мероприятием невозможно. Повышенный интерес ЕС к Молдове в большей степени базируется на желании Брюсселя «отбелить» европейскую репутацию в Восточной Европе на фоне «войны санкций» с РФ, от которой уже страдают и новые ассоциированные члены.

Предстоящий саммит, как считают во внешнеполитическом ведомстве Молдовы, является доказательством «геополитического веса республики в Восточной Европе». При этом некоторые молдавские аналитики делятся мнением, что молдавским властям следует использовать форум для демонстрации преданности евроинтеграции с целью приближения следующего шага – подачи заявки на получение статуса государства-кандидата в члены ЕС.

Однако, складывающаяся сегодня социально-экономическая ситуация в Молдове определяет иную цель для предстоящей встречи. На фоне потерь, которые сегодня молдавская экономика несёт ввиду эмбарго России на экспорт сельхозпродукции, а также непосильные для Молдовы обязательства в части создания углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (УВЗСТ) с ЕС и проевпропейских экономических реформ, встреча европейских министров иностранных дел в Кишинёве предстанет в качестве политической акции поддержки евроинтеграционного курса страны, реализуемого правительством.

При этом политический манифест поддержки может остаться лишь на словах еврочиновников. Реальных инструментов для стабилизации молдавской экономики у Евросоюза сегодня нет. Учитывая, что сам Евросоюз сегодня несёт значительные убытки из-за российских санкций на экспорт сельхозпродукции, а на рынках стран-экспортёров ЕС простаивают огромные партии продовольствия, вряд ли в Европе сегодня сможет появиться молдавский агроэкспорт, который также потерял основной для себя российский рынок сбыта.

Следует учесть и тот факт, что с вступлением в силу соглашения об ассоциации между Евросоюзом и Молдовой правительству последней придётся перейти к активной фазе внедрения реформ в стране, регламентированных соглашением об ассоциации.

Небезызвестно, что «заданные» Молдове реформы способны полностью нивелировать национальную экономику и существенно ухудшить положение рядовых граждан. Призрачные перспективы для открытия Молдове европейского рынка по пути ассоциации развеиваются банальной конкуренцией, которую молдавские производители не выдержат в борьбе за сельхозрынок Евросоюза с Испанией, Португалией, Грецией, Польшей. Выход на европейский рынок для молдавских экспортёров усугубляется и тем, что Брюссель сам решит, сколько молдавских предприятий он пожелает увидеть в качестве поставщиков на свой рынок посредством выделения квот.

Рядовые же граждане могут существенно пострадать от замораживания социальных программ, замедления роста заработных плат и ужесточения тарифной политики по услугам для населения. Молдове в целом не поднять ноши под названием «европейский уровень жизни», который ввиду малоразмерности внутреннего европейского рынка поддерживается за счёт роста цен на потребрынке.

В погоне за политическими рейтингами

Понятно, что для поддержания собственной репутации Брюссель заинтересован в сохранении Молдовы в зоне своего геополитического влияния и успехах на пути евроинтеграции страны, но в ноябре РМ ждут очередные парламентские выборы, а значит, сохранение в стране проевпроеской правящей коалиции, которая прилежно выполняет «домашние задания» Брюсселя, остаётся под вопросом.

Более чем вероятно, что сам визит европейских министров иностранных дел в Кишинёв станет поводом для существенного роста среди населения Молдовы политических рейтингов проевропейских сил в парламенте и правительстве страны. Вопрос сохранения у руля государства текущих исполнителей соглашения об ассоциации между ЕС и РМ после выборов критически важен для Брюсселя в контексте сохранения евроинтеграционного курса Молдовы вообще. Провал на основной площадке (Молдове) для продвижения своих интересов в Восточной Европе может стать для Евросоюза всеобщим провалом своей геополитической стратегии на всём восточно-европейском направлении.

В политическом поле Молдовы сегодня хоть и существует перевес проевропейских сил, всё же не стоит сводить к нулю активность  оппозиционных, альтернативных политических участников электорального процесса. Поэтому высокопоставленные европейские гости в ходе предстоящего саммита наверняка используют весь свой дипломатический потенциал для политической рекламы «заслуг» проевропейского молдавского правительства. Брюссель может многое потерять, если после выборов к власти в Молдове придут оппозиционные европейскому курсу силы и денонсируют ранее достигнутые с ЕС договорённости.

Тотальный куратор для Молдовы

Занимательно, что в политико-коммуникационном процессе между Молдовой и Евросоюзом всё более активно в качестве авторитетного посредника участвует Румыния. Румынская сторона неспроста просила перед еврочиновниками о проведении саммита министров иностранных дел членов ЕС именно в Молдове. Неудивительно, что Бухаресту в Брюсселе уготовили роль куратора евроинтеграции Молдовы. Румыния начала активно «заботиться» о европейском курсе РМ ещё в мае, когда спонсировала перепись населения в стране, причём прямо декларируя свои цели в данном процессе. Румынский посол в Молдове Мариус Лазурка тогда заявлял, что румынскую сторону интересует, «сколько молдавских граждан считает себя румынами и сколько из них говорят на румынском языке». Дипломат также подчёркивал, что перепись проходит по стандартам Евросоюза.

Согласно данным предыдущей переписи населения в 2004 году, румынами в Молдове себя считали лишь 2,2% населения. Очевидно, что усилия «старшего наставника» Молдовы максимально «румынизировать» население республики кроется в унионистских настроениях, от которых до сих пор не отказываются ни Румыния, ни Молдова. Ещё один шаг на пути тотального сближения двух государств был не так давно сделан молдавским парламентом, принявшим законопроект о придании румынскому языку статуса государственного. Таким образом, население Молдовы сегодня лишено на официальном уровне атрибутов для собственной этнической идентификации – разговаривать молдаван принуждают на румынском и историю учить румынскую.

Отдав в руки Румынии «карты» молдавской государственности в евроинтеграционной игре, Европейский Союз лишь демонстрирует свою поддержку давней мечте обоих государств. При этом с каждым шагом молдавского руководства в сторону углубления интеграции страны в структуру ЕС всё сильнее размывается её собственный суверенитет. Очевидно, что перспективы Молдовы стать самостоятельным членом  и без того перегруженного проблемными странами Евросоюза ничтожны. Единственный путь, по которому Молдова сможет территориально попасть в границы ЕС, – поглощение Румынией. Однако при таком раскладе Молдова навсегда канет в политическую историю, в которой может и не найтись места для таких людей, как молдаване, которые свою государственность, как помнил Штефан чел Маре, оформили гораздо раньше, чем румыны…

1