673

КИШИНЁВСКИЙ САММИТ 1 СЕНТЯБРЯ – «ЭКОНОМОПОЛИТИКА» ИЛИ «ПОЛИТОЭКОНОМИКА»?

1 сентября впервые соберутся главы внешнеполитических ведомств всех стран Евросоюза. Примечательно, что этот форум пройдёт в стране, не входящей в ЕС – в Молдове.

 

Она только 27 июня этого года подписала экономическую (заключительную) часть Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, что очень далеко от статуса полноценного члена ЕС. Именно к дате начала действия этого документа и приурочен саммит. Тем удивительнее, что в Кишинёве соберутся люди, определяющие внешнюю политику «соединённой Европы».

Первоначально форум планировалось провести на столь же евроассоциированной Украине, ради приобщения которой к «евросемье» и замышлялось пресловутое «Восточное партнёрство», куда были приглашены все пока ещё «неевропейские» страны европейской части постсоветского пространства – Украина, Молдова, Белоруссия, Грузия, Армения и Азербайджан. Но нынешняя ситуация на Украине и нерасторопность Киева в выполнении условий Евросоюза заставили инициаторов встречи искать более спокойное место. Кстати, подсуетилась Румыния. Именно ей принадлежит идея перенести саммит в Молдову, поддержанная Францией. Достоин внимания и тот факт, что в преддверии саммита (27-29 августа) в Бухаресте в рамках Дней румынской дипломатии пройдут встречи представителей МИД Румынии со своими молдавскими, украинскими и грузинскими коллегами. Активность Румынии в вопросе переноса места проведения саммита достойна отдельного разговора. Пока же коснёмся экономических аспектов кишинёвской встречи министров иностранных дел стран ЕС.

По просочившейся в СМИ информации, Молдова в рамках саммита намеревается попросить ЕС посодействовать в отмене Россией ограничений на поставки туда молдавских товаров. Каким образом эту просьбу можно исполнить, пожалуй, никому в мире не известно. Страны Евросоюза сами ощущают все прелести ответных российских санкций. Также Кишинёв намерен попросить увеличения квот на поставки своих товаров на европейские рынки. Просьба столь же невыполнимая, как и первая. Представьте лицо, скажем, не могущего реализовать, в том числе и из-за российских ответных санкций, свои персики греческого фермера, когда он на прилавках у себя на родине увидит молдавские фрукты…

Напомним, что в скором времени в Молдове должны пройти парламентские выборы. Меж тем, Соглашение об ассоциации с ЕС предусматривает принятие ряда априори непопулярных в народе мер социального характера. Поэтому не исключено, что в кулуарах саммита Молдова попросит отсрочки введения их на поствыборный характер. Пожалуй, это единственная из потенциальных просьб кишинёвских властей, которую выполнит ЕС. Если антисоциальные меры вступят в действие раньше парламентских выборов, то это чревато электоральным крахом на них молдавских евроинтеграторов. Евросоюзу этого бы не хотелось…

Что же касается двух предыдущих потенциальных просьб в рамках саммита Молдовы, то заметим, что речь идёт о главах европейских дипведомств, то есть людей, которые очень неохотно говорят «нет». Конечно же, Кишинёву будут даны соответствующие обещания под соответствующие условия. То, что может потребовать ЕС от Молдовы прежде всего, – это свёртывание до минимума отношений с Россией.

Кстати, обсуждение возможного расширения санкций против России, причём с активным участием в этом стран «Восточного партнёрства», уже заявлено одним из пунктов повестки дня саммита. О катастрофичности последствий такого шага для постсоветских «недоевропейцев» говорить, наверное, не стоит. В Молдове уже всерьёз запахло социальным взрывом, движущей силой которого стали лишившиеся российской потребительской бездны аграрии. Европейцев подобные нюансы не очень интересуют. Для них главное, чтобы санкции против России не ударили по ним самим. Но если есть страны, готовые пожертвовать своими национальными интересами ради призрачных перспектив вступления в ЕС, то почему бы не воспользоваться этим…

ИВАН ВИКТОРОВ.

1