1498

Государственная программа по вымыванию мозгов

Через пару недель молдавские вузы вступят в тяжелую битву – за студентов. Бороться им придется с зарубежными конкурентами, отрицательной демографией и низким уровнем знаний абитуриентов.

До приемной кампании-2014 дожили не все высшие учебные заведения страны. В этом году их 30 – на четыре меньше, чем в прошлом. Если ситуация с вымыванием мозгов, кривой рождаемости и показателями успеваемости выпускников лицеев будет развиваться в том же направлении, что и сейчас, то через десяток лет молдавские вузы придется закрывать уже пачками.

Подсчитали – прослезились

Два года назад итоги экзаменов по БАКу-2012 были названы самыми худшими за последние годы: только 88,3% сдавших из общего количества выпускников, в то время как в 2011 году этот показатель составлял 92,3%, в 2010 году – 96%, в 2009 году – 95,7%. Но тогда чиновники еще не знали, чем закончатся экзаменационные кампании-2013 и 2014.

В 2013 году - 58% сдавших БАК и 42% проваливших. А средний балл на экзаменах тогда составил 6,7 по сравнению с 7,23 в 2012 году.

“Мы требуем, чтобы в парламент с отчетом пришла министр просвещения Майя Санду и ответила, что министерство собирается делать с детьми, которые завалили БАК и которым теперь некуда идти. Что будет с учителями и школами, недоучившими своих учеников? Результаты бакалавриата-2013 продемонстрировали полный провал политики министерства просвещения”, - требовали год назад депутаты-коммунисты.

Либерал-демократы, естественно, тут же бросились на спасение своего министра. Председатель фракции ЛДПМ Валерий Стрелец утверждал, что провал экзаменационной кампании-2013 – это наследие тоталитарного коммунистического прошлого, а запущенные в образовании реформы “скоро дадут положительные результаты”.

Результаты последовали, но совсем не те, что рисовал г-н Стрелец. Итоги экзаменационной кампании-2014 оказались еще хуже, чем в 2013 году. В этом году экзамены по бакалавриату сдали только 44% выпускников. Остальные 56% БАК завалили, а значит путь в ВУЗы им заказан. То есть профессии как не было, так и не будет.

Ищем студентов. Недорого

А теперь простое арифметическое действие: выпускные экзамены на степень бакалавра в этом году сдавали 27 604 ученика. БАК сдали только 44% из них, или где-то 12 145 человек в численном выражении. Это и есть потенциальные абитуриенты высших учебных заведений-2014.
На 2014-2015 учебный год правительство для первого цикла обучения в вузах утвердило 19 510 мест. Это почти на тысячу меньше, чем в прошлом году. И на семь тысяч больше, чем сдавших экзамены выпускников! Из утвержденных мест – 6480 бюджетные (на 275 мест меньше, чем год назад) и 13 039 – контрактные (на 681 меньше).

Исходя из показателей “спрос-предложение”, дефицит абитуриентов в этом году может составить как минимум 6-7 тыс. человек. Как минимум, потому что зарубежные вузы тоже не дремлют и активно агитируют молдавских выпускников поступать к ним.

По данным Национального бюро статистики, в 2013-2014 учебном году по сравнению с 2012-2013 учебным годом число студентов сократилось на 5,2 тыс. человек: в государственных ВУЗах - на 4,3 тыс., в частных - на 1,6 тыс. Количество студентов, проходящих обучение на основе контракта, уменьшилось на 4 тысячи человек.

Уже несколько лет подряд высшие учебные заведения страны, регулярно не выполняя план приема студентов, вынуждены объявлять в августе повторный набор. Например, в 2009 году после окончания первого тура приема в вузах оказались невостребованными более 5 тыс. учебных мест, в 2010-ом – 2,4 тыс., в 2013-ом – 21% мест.

Причины – отрицательная демография, сокращение количества выпускников, сокращение количества сдавших БАК, запрет на поступление в высшие учебные заведения без сдачи экзаменов на бакалавриат.

Но есть еще одна, скажем так, геополитическая причина. После того, как министерство просвещения РМ до максимума закрутило гайки с БАКом, некоторые учащиеся учебных заведений правобережной Молдовы в старших классах стали доучиваться в учебных заведениях непризнанной ПМР. Чтобы не тратить на обучение лишний год и по окончании 11 класса без всей этой нервотрепки под названием “бакалавриат” поступать в учебные заведения России, Белоруссии или Украины.

Зарубежные вузы объявляют охоту

На 2014-2015 учебный год правительство Румынии предоставило абитуриентам и студентам из Молдовы 5 тыс. стипендий в высших учебных заведениях страны, включая 1,5 тыс. стипендий для лицеистов и 2,8 тыс. — для студентов. В 2011-ом эта цифра составляла 3 тысячи.

Но вовсе не из-за большой любви к “братьям-молдаванам” официальный Бухарест ежегодно принимает такое решение. Помимо геостратегических целей (воспитание подрастающего молдавского поколения в духе “ромынизма”), правительством соседнего государства еще движут здоровые меркантильные соображения.

Высшие учебные заведения Европы сталкиваются с той же проблемой, что и высшие учебные заведения РМ – с дефицитом студентов. Например, в Болгарии в этом году на одного абитуриента приходятся три вакантных места. В 2014 году выпускников болгарских школ насчитывается 59 тыс., а число предлагаемых мест в вузах – 77 тыс.

По демографическим данным, с каждым последующим годом число выпускников болгарских школ будет становиться все меньше. Как грустно пошутил ректор Юго-Западного университета Болгарии Иван Мирчев, в 2015 году, когда число выпускников ориентировочно составит не более 35 тыс. человек, выпуск этого года будет казаться весьма многочисленным.

Не хватает студентов и абитуриентов и в Германии: во многие университеты и институты страны поступает меньше студентов, чем имеется в наличии бюджетных мест.

Отсутствие достаточного числа первокурсников в европейских вузах напрямую отражается на бюджете университетов, поскольку государство субсидирует их “подушно” - согласно числу студентов. То есть, чем больше студентов, тем больше объем финансирования.

Образование на Западе – это бизнес, что и не скрывается. А иностранные студенты в этом бизнесе принимают самое активное участие. В Германии вузы, наиболее эффективно помогающие иностранцам, с 1998 года награждаются специальной премией министерства иностранных дел. Привлечение иностранных студентов позволяет вузам улучшить свои позиции в международных рейтингах университетов. В наиболее престижных рейтингах доля студентов из-за рубежа должна составлять не менее 5% от общей оценки всего вуза, что тоже сказывается на размерах финансирования. В том числе из европейских фондов.

Кроме того, чтобы европейские вузы оставались на ведущих позициях на фоне растущей конкуренции, а также для сохранения репутации Европы, как провайдера высококачественного высшего образования, Евросоюз в последние годы значительно расширил свою некоммерческую программу по обмену студентами и преподавателями “Erasmus”, выделив на ее поддержание дополнительные 400 млн евро.
Так что за иностранного студента вузы Европы активно борются – это их кормилец и поилец. По данным Федерального статистического ведомства ФРГ, только в 2013 году на учебу из-за границы в Германию приехали более 100 тыс. человек. В том числе из Республики Молдова.

Заявки на молдавских студентов и абитуриентов ежегодно предоставляют Румыния (4 тыс. стипендий в этом году), Россия (574 бюджетных места в этом году), Украина (100-105 мест), Болгария (128 стипендий), Турция, Греция, Китай, Чехия, Венгрия, Словакия, Литва, в этом году - Сербия. Кроме того, выпускники молдавских колледжей и лицеев поступают в вузы Германии, Великобритании, Франции, Италии. В общей сложности за рубеж из Молдовы ежегодно уезжает порядка 6 тыс. выпускников и студентов, и далеко не все из них по окончании учебы возвращаются домой.

Образовательное спонсорство 

Таким образом, молдавские студенты, уезжая на учебу в другие страны, например, в ту же Румынию, обеспечивают образованию этих стран “финансовую подушку” и способствуют его развитию - в ущерб отечественной системе образования.

Министр просвещения Майя Санду может сколько угодно говорить о своих грандиозных планах по реформе образования и мессианской роли нового Кодекса об образовании, но пока из страны регулярно вымываются “мозги”, КПД проводимых минпросветом реформ будет равняться нулю. Потому что эти 6 тыс. выпускников и студентов, ежегодно предпочитающих зарубежные вузы молдавским – самая умная, самая мобильная и самая адаптирующаяся часть учащейся молодежи. А государство ничего не делает для того, чтобы удержать или вернуть ее в страну.

Для большинства молдавских абитуриентов решающим при выборе зарубежного учебного заведения является финансовый фактор. Чтобы обучиться престижной специальности в Молдове, нужно либо поступить в вуз на контрактной основе (что далеко не всем по карману), либо, чтобы попасть на бюджет, заплатить внушительную взятку (если средний балл по итогам БАКа не позволяет занять бюджетное место).

Ежемесячная стипендия от румынского государства в 2013-2014 учебном году составляла эквивалент 65 евро для студентов первого цикла высшего образования, 75 евро – для мастерата и 85 евро для учащихся в резидентуре и докторантуре. Плюс иностранным студентам полагаются такие льготы, как обеспечение местами в студенческих общежитиях, медицинская страховка, дисконт на проезд.

Понятное дело, что прожить на одну стипендию довольно проблематично. Поэтому кто-то устраивается на работу, кому-то помогают родители. В итоге молдавские студенты не толькопомогают тем же румынским вузам привлекать на свои нужды дополнительные финансовые средстваи продвигаться в международных рейтингах зарубежных вузов, но и способствуют тому, что Румыния неплохо зарабатывает на своей “образовательной благотворительности”.

Как было подсчитано в прошлом году, получая от румынского государства в виде стипендии и оплаты за проживание в общежитии 2-2,5 тыс. евро в год, молдавские студенты, которым нужно есть, пить, одеваться, развлекаться, ежегодно оставляют в Румынии не менее 10 тыс. евро, развивая экономику местных университетских городов.

Иными словами, молдавская система образования уже почти 20 лет активно спонсирует зарубежное (особенно румынское) образование и экономику других стран. А в молдавских вузах наблюдается регулярный недобор студентов, а значит и недополучение финансовых средств. Что в итоге сказывается как на материально-техническом обеспечении высших учебных заведений страны, на качестве обучения, так и на общей демографической ситуации в стране.

По сути, ежегодно происходит вымывание генофонда страны, уезжают самые активные, самые выносливые и талантливые. В итоге, проблема образования становится не просто государственной, это проблема выживания и развития страны. И до тех пор, пока власти не обратили на нее внимание, молдавское население будет продолжать терять своих самых лучших представителей.Ксения Флоря
NOI.MD
0