830

Усиление евроскептиков в Европарламенте "может поставить крест на далеко идущих планах официального Кишинева

В странах Евросоюза прошли выборы в Европейский парламент. Их уже успели назвать и "евроскептическим землетрясением", и "впечатляющим прорывом радикалов", и "началом конца ЕС". Каждый третий депутат нового состава Европарламента - националист, "евроскептик", а то и откровенный противник Евросоюза. Триумфаторами нынешних выборов стали две партии. Партия независимости Соединенного Королевства (UKIP) выступает за выход Британии из ЕС (она получила больше 30%). Французский "Национальный фронт" во главе с Марин Ле Пен под лозунгом: "Нет Брюсселю, да - Франции!" - набрал 25%.

Марин Ле Пен, считающая своей главной целью проведение референдума о выходе Франции из Евросоюза, уже обозначила первоочередные задачи партий националистического толка и противников дальнейшей интеграции ЕС, которые увеличили свое представительство в Европарламенте до 30,6% по сравнению с предыдущими 20,4%. "Задача евроскептиков - остановить взбесившуюся машину, в которую превратился Евросоюз. Это означает блокировать любую новую передачу суверенных прав, отказ от любых ограничений, накладываемых Европейским союзом, отказ от любого нового расширения, постепенный выход их стран из Евросоюза", - заявила она.

Это фактически может поставить крест на далеко идущих планах официального Кишинева. А ведь только недавно премьер-министр Юрий Лянкэ назвал первоочередной задачей правительства - в 2019 году, когда Румыния будет председательствовать в ЕС, - вступление Молдавии в Евросоюз. А Владимир Филат утверждал, что "интеграция в ЕС произойдет, скорее всего, в 2020 году".

Несмотря на впечатляющий прорыв радикалов и евроскептиков, большинство мест в новом составе Европарламента (213 из 751) сохранила Европейская народная партия. Однако ЕНП можно считать и победителем выборов-2014 и их главным проигравшим. По сравнению с предыдущими выборами (274 мандата), консерваторы потеряли более 50 депутатских кресел - больше, чем кто-либо. На второй и третьей позициях остались левоцентристский "Прогрессивный альянс социалистов и демократов" (190 мест) и либеральный "Альянс либералов и демократов за Европу" (64 места). Они потеряли 6 и 19 кресел соответственно.

Таким образом, на первый взгляд, власть в Европарламенте не переменилась - традиционные для Европы партии по-прежнему контролируют Европейский парламент. Однако, считают эксперты, европейским лидерам, которые активно продвигают идею дальнейшей евроинтеграции, теперь станет труднее добиваться от Европарламента проведения необходимых законов. По сути, им придется договариваться с политическими лидерами, которых они еще совсем недавно могли игнорировать.

На долю евроскептиков и радикалов в новом составе Европарламента приходится в общей сложности 140 мандатов. Теоретически они могли бы сформировать мощную фракцию, но это достаточно проблематично из-за различий в программах. Однако "портить кровь" будущей коалиции националистам и евроскептикам вполне по силам. По словам директора Института стратегических исследований Европейского университета Молдавии Александра Буриана, триумф радикалов на нынешних выборах вполне ожидаем. Эти выборы стали ясной демонстрацией недовольства европейцев своими правительствами и жестким контролем со стороны евробюрократии. "В Евросоюзе просто огромная армия бюрократии. Когда в СССР начиналась перестройка, говорили, что в Советском Союзе 2.5 миллионов чиновников при населении страны в 300 миллионов. В Европе количество чиновников на единицу населения раз в пять больше: есть местная бюрократия, есть бюрократия европейская. И всю эту армию чиновников нужно как-то содержать. Но дело даже не в самой бюрократии, а в бюрократических методах по решению тех или иных вопросов. Евробюрократия продемонстрировала полную недееспособность перед лицом постоянной угрозы финансовой катастрофы. Как следствие - рост евроскептицизма в странах ЕС и популярность идеи приоритета национальных интересов над коллективными. Я не исключаю, что после образования коалиции в Европарламенте и формирования Еврокомиссии, будет поставлен вопрос о реорганизации Евросоюза", - считает Александр Буриан.

В принципе, такой вопрос уже посавлен. Сразу же после неудачи на французских выборах в Европарламент, президент Франсуа Олланд заявил, что Евросоюз следует преобразовать и сократить его власть. Не раз в ЕС возникал и вопрос о коррупции, нецелевом расходовании средств Еврокомиссией и слишком высоких зарплатах евробюрократии. В странах "победившего евроскептицизма" также считают, что централизованное регулирование экономических процессов в ЕС лишает государства многих благ, а принимаемые решения очень часто идут вразрез с национальными интересами.

Политический аналитик Игорь Боцан считает, что после выборов в Европарламент и формирования нового состава Еврокомиссии стоит ждать дальнейшего ужесточения миграционной политики ЕС. Она и так ужесточается: Европа радикализировалась из-за недовольства населения жесткими антикризисными реформами, политикой жесткой экономии и миграционных проблем. Политика терпимости и мультикультурализма, еще недавно определявшая взгляд европейцев на современное мироустройство, уже не в тренде в целом ряде европейских стран: во Франции, Великобритании, Германии, Италии, Мальте. Та же Марин Ле Пен постоянно подчеркивает, что массовая миграция ведет не только к экономическим и социальным проблемам во Франции, но и подрывает национальную идентичность. Крайне правые требуют от Брюсселя и национальных правительств прекратить поощрять "миграцию нищих" и сконцентрироваться на поддержке граждан стран Евросоюза, а также направить средства на привлечение высококвалифицированных специалистов.

Сокращение финансирования РМ со стороны Еврокомиссии и различных еврофондов, уверен Игорь Боцан, при новом составе Европейской комиссии вряд ли произойдет. "Да, в последние годы Еврокомиссию не раз упрекали в нецелевом использовании средств, возникали коррупционные скандалы, но долгосрочный бюджет Евросоюза уже утвержден - до 2020 года. Так что все средства, в том числе фонды помощи таким странам, как Молдавия, на ближайшие семь лет уже запланированы. Другое дело, что постоянная помощь от ЕС вызывает у наших властей зависимость, а отсутствие жесткого контроля и санкций - нежелание реально работать. В итоге те, кто желает нам помочь, на самом деле, добиваются обратного эффекта", - считает Игорь Боцан.

А вот по мнению директора Института стратегических исследований Европейского университета Молдавии Александра Буриана, после реконфигурации Европарламента и формирования нового состава Еврокомиссии, ЕС все-таки может пересмотреть размер денежных дотаций странам-нечленам Евросоюза. В том числе в сторону ужесточения: согласно бюджетному плану на 2014-2020 гг., не позднее конца 2016 года бюджет ЕС может быть пересмотрен. Еврокомиссия и Европарламент имеют право установить степень приоритетности тех или иных поправок в бюджет и поднять вопрос о новых источниках его финансирования.

Эйфория от либерализации визового режима прошла, наступили реальные будни, которыми живет большинство населения Молдавии - без достойных пенсий, зарплат и перспектив для подрастающего поколения. Прямые иностранные инвестиции забыли дорогу в Молдавию, экономические прогнозы ухудшаются с каждым днем. А в это время Филат, Лянкэ, Корман и вся проевропейская коалиция делают все, чтобы в пух и прах разнести давние дружеские отношения с традиционными торговыми партнерами Молдавии, взамен получив лишь обертку в виде обещаний "неотвратимости европейского курса РМ". Если отбросить всю эту мишуру с явно предвыборным оттенком, Кабмину Лянкэ больше нечего предъявить в качестве результатов работы исполнительной власти.

Из-за антироссийской истерии, которую развернули власти Кишинева, Молдавия действительно теряет огромный рынок сбыта в лице России. Молдавское вино уже под запретом, совсем скоро на российский рынок запретят ввоз молдавских фруктов и овощей. Об экспорте мясной продукции на рынок РФ можно только мечтать. По последним данным Национального бюро статистики, молдавский экспорт в РФ с начала текущего года сократился на 40 процентов. А это прямые потери молдавского бюджета. Вместо того чтобы наращивать торгово-экономические связи с Россией хотя бы из чисто прагматических соображений, правящий в Молдавии Альянс  готовится подписать в июне кабальное соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли.

После подписания наступят тяжелые времена для молдавских производителей, считает экономический эксперт Виссарион Чешуев. "Россия сейчас открытым текстом предупреждает, что после создания зоны свободной торговли с ЕС Молдавия рискует быть исключенной из зоны экспорта на пространстве СНГ, - отмечает собеседник. - Молдавия как член свободной зоны СНГ является своеобразным пунктом пропуска между контрабандой ЕС и рынками на постсоветском пространстве. И если Молдавия подпишет соглашение с ЕС, то она практически откроет границу для контрабандного и контрафактного товара из Еврозоны".

По словам экономического эксперта, со вступлением в силу условий соглашения с ЕС уже к концу года Молдавия потеряет до 10 процентов от ВВП. Если учесть, что молдавский ВВП составляет порядка 99 миллиардов леев, то 10 процентов - это 10 миллиардов леев. Такие потери для нашего скромного бюджета слишком велики. Что касается прогнозов роста ВВП на 2 процента со стороны финансовых партнеров Молдавии, то эксперт уверен, что этот скромный рост демонстрируется за счет увеличения налоговой базы и увеличения цены экспорта в Европу. Хотя если посмотреть на структуру этого экспорта, то в основном это продукция легкой промышленности, произведенная в Молдавии на давальческом сырье. По всем остальным позициям поставки мизерные.

Как отметил Виссарион Чешуев, кризис на Украине, безусловно, скажется на экономике Молдавии и, в первую очередь, на экспорте, пишет "Пульс". На сегодняшний день Молдавия экспортирует в эту страну в большинстве своем зерновые - пшеницу, кукурузу, семена подсолнечника, винодельческую продукцию, в меньшей степени - фрукты и овощи. По сути, помимо России, мы теряем и этот огромный рынок. И в этой ситуации молдавское правительство должно проводить экономическую политику на опережение. Но, к сожалению, все действия только усугубляют положение. "Как только будет подписано соглашение с ЕС, в течение четырех месяцев мы столкнемся с огромным экономическим и бюджетным кризисом", - считает экономический эксперт.

Он также отметил, что молдавские власти намеренно молчат о том, что правительство намерено подписать аналогичное соглашение о создании зоны свободной торговли и с Турцией, продолжает "Пульс". В этом случае прогнозировать ситуацию будет еще сложней. "У Турции огромный производственный потенциал. Дело даже не в стандартах, которые здесь высоки. Молдавии не сравниться с теми объемами инвестиций и дотаций, которые там делаются из публичного бюджета на развитие промышленного сектора и сельское хозяйство. После того как на молдавский рынок хлынет качественная дешевая турецкая продукция, а рынок России будет уже закрыт, рынок ЕС еще закрыт, что в таком случае делать нашему молдавскому производителю? У которого нет ни денег на модернизацию, ни шансов на внедрение высоких стандартов производства? Вот в чем трагедия", - заявил Виссарион Чешуев.

Европейские чиновники согласились увеличить квоты на экспорт фруктов и овощей из Молдавии в рамках готовящегося к подписанию Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли Молдавии с ЕС (DCFTA). В то же время реакция отечественных сельхозпроизводителей на эту новость неоднозначна: с одной стороны, учитывая риск потерять восточные рынки, они рады такой альтернативе, с другой - признают, что могут возникнуть проблемы с освоением увеличенных квот. Власти заверяют, что постараются сохранить нормальные торговые отношения с Россией, а также подготовят меры по поддержке молдавских аграриев.

Как сообщил замминистра экономики Октавиан Калмык, сейчас министерство активно проводит в стране национальную кампанию по информированию экономических агентов о положениях DCFTA. Кроме того, по его словам, готовятся различные проекты по инвестированию в модернизацию сельскохозяйственного сектора, чтобы молдавская продукция могла покрыть предоставленный объем квот, поскольку правила импорта в ЕС гораздо жестче, чем, к примеру, российские или белорусские. Это и Программа европейского соседства по сельскому хозяйству и сельскому развитию (ENPARD), и проект Всемирного банка по улучшению конкурентоспособности (в нем как раз есть линия финансирования для экспортеров), и другие.

Ранее, в ходе визита на прошлой неделе молдавской делегации во главе с премьером в Брюссель, министр экономики Валерий Лазэр на встрече с еврокомиссаром по торговле Карлом де Гюхтом обсудил ряд вопросов, связанных с подготовкой к внедрению соглашени. Стороны обсудили новую комбинированную номенклатуру товаров, механизмы управления тарифными барьерами на экспорт молдавских товаров на рынок ЕС. Тогда же была достигнута договоренность, что Еврокомиссия окажет Молдавии поддержку в согласовании внутренних нормативных документов с требованиями Евросоюза в контексте подписания DCFTA.

В то же время вице-премьер подчеркнул, что для Молдавии крайне важно не только диверсифицировать торговлю, но и сохранить хорошие отношения с традиционными торговыми партнерами на Востоке. Он отметил, что ранее уже были проведены консультации на платформе СНГ и двусторонние консультации с Российской Федерацией в контексте подписания DCFTA. "Мы буквально по пунктам разъясняли нашим коллегам из СНГ, что изменится, а что нет после вступления в силу соглашения, которое не несет никаких рисков для существующих торговых отношений и с РФ, и с другими странами Содружества", - уточнили в Минэкономики. Следующий раунд консультаций с российскими партнерами планируется провести в Кишиневе в июне.

По словам самих экспортеров фруктов, портить отношения с Россией совсем ни к чему. "Да, мы просили ЕС увеличить квоту на экспорт молдавских яблок до 150 тыс. тонн в год (с 20 тыс. тонн), - пояснил председатель Ассоциации экспортеров плодоовощной продукции "Молдова-фрукт" Виталий Горинчой. - Но если они дадут разрешение на первое время 50 тыс. тонн, будет отлично". Он признался, что пока большинство молдавских фермеров просто не готово к большим объемам. "Для Европы нужна сортировка, другая упаковка. А одна только сортировочная линия стоит не меньше 150 тыс. евро, плюс цех под нее - еще 100 тыс.", - уточнил господин Горинчой. Он предположил, что к осени не больше 10-15 предприятий смогут поставлять фрукты в Евросоюз. Поэтому, добавил председатель, государство должно как можно быстрее подключиться к модернизации сельского хозяйства.

Экспортеры отечественной консервной продукции пока настороженно ждут подписания и вступления в силу DCFTA и обращают внимание на другую проблем. В частности, по словам пресс-секретаря компании Orhei Vit Виталия Крупененкова, сначала нужно поднять отрасль сельского хозяйства до конкурентоспособного уровня, а потом открывать рыночные ворота. "Пострадают мелкие и средние компании, которые производят качественную продукцию, но не имеют возможности инвестировать в свой бренд. К примеру, замещение местного товара импортным после открытия рынков произошло в Румынии и Болгарии. Слепой бег властей ударит не только по мелким и средним предприятиям, но и по экономике в целом", - считает господин Крупененков.

Между тем, эксперты призывают молдавское правительство быть настойчивее и в переговорах, которые будут проходить на финишной прямой перед подписанием соглашения. Так, эксперт Экономической немецкой группы в Молдавии Йорг Радэке отметил, что пока DCFTA не подписано, власти могли бы обговорить экспортную долю молдавской продукции. По его словам, экспорт фруктов будет в опасности, если Россия примет решение разорвать любые торговые отношения с Молдавией после ратификации соглашения об ассоциации с ЕС, поскольку 90% молдавских фруктов (около 140 тыс. тонн в год) экспортируется на российский рынок. В Евросоюз продукция почти не экспортируется в основном из-за тарифных барьеров. "Сейчас, например, производитель яблок, который хочет экспортировать на рынок ЕС, вынужден продавать фрукты по определенной цене, которую нельзя снизить, - €56 за 100 кг яблок, хотя в самом Евросоюзе яблоки гораздо дешевле, - пояснил господин Радэке. - Поэтому пока молдавские производители даже не заинтересованы экспортировать на европейский рынок". Однако эксперт уверен, что с вступлением в силу DCFTA ситуация с экспортом в ЕС кардинально поменяется в лучшую сторону.

В свою очередь, экономист Независимого аналитического центра Expert-Grup Адриан Лупушор заявил, что для того, чтобы молдавская экономика получила все преимущества, предусмотренные Соглашением о свободной торговле с ЕС, властям надо точно и последовательно, а главное - вовремя внедрять все положения документа на практике. "А ликвидировав бюрократические проволочки и облегчив доступ к финансированию, особенно в европейских проектах поддержки бизнеса, государство сможет добиться еще больших успехов в торговле с ЕС", - подытожил эксперт.



Подробности: http://www.regnum.ru/news/1807887.html#ixzz33AMaiVME
0