1631

провокационная тема - ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ «ПРИМИТИВНЫЙ» МОЛДОВЕНИЗМ


 
Этой весной, как замечают обозреватели, вместе с пробуждением природы в Молдове возродились и прежние политические противоречия, и одной из причин тому – значимая для молдавско-российских отношений дата – 200-летие подписания Бухарестского мирного договора (16 мая), которое, как планируется, будет широко праздноваться в республике. Старые споры на новый лад, как отмечается, вернули в идеологическую риторику давно позабытые речевые обороты, главный из которых, – «примитивный молдовенизм».
 
Этим термином апологеты унионизма вот уже более 20 лет называют идею молдавской независимости – государственной, исторической, лингвистической и этнической. Словом, речь идет о самобытной идее самостоятельного существования Молдовы как общности людей, объединенных одним императивом и духовно независимых от националистических посылов другой страны.
 
Наблюдатели отмечают, что традиционно молдовенизм противопоставлен румынизму/унионизму – идее «объединения всех румын отовсюду» (românii de pretutindeni – ред.), а сама концепция румынского национализма предполагает, в частности, полное этническое тождество румын и молдаван и опирается в этом на общие тенденции развития Молдавского и Валашского княжеств, а также воеводства Трансильвания.
 
Приверженцы идей унионизма отвергают понятия «молдавская нация» и «молдавский язык», считая их несостоятельными и исторически неоправданными. Однако, как говорят их оппоненты, оба эти понятия обладают, как минимум, статусом политических терминов, характеризующих суверенное и независимое государство. Они ссылаются при этом на опыт Австрии, где под выражением «австрийская политическая нация» подразумевается все население страны, включая и этнических немцев.
 
Румынские националисты считают, что «молдовенизм» – это искусственная идеология, «навязанная бессарабцам Советским Союзом с созданием в 1924 году МАССР и распространившаяся с 1940 года и на территорию между Прутом и Днестром». Именно тогда, по мнению сторонников унионизма, зародились понятия «молдавский народ» и «молдавский язык».
 
Однако историки-государственники возражают своим оппонентам, утверждая, что идеи молдовенизма берут свое начало в средневековье и развивались по мере подъема уровня национального самосознания народа Молдовы и укрепления позиций княжества на международной арене. По их данным, именно в Молдове, а не в Валахии или Трансильвании, впервые заговорили о наследии римской цивилизации. Именно Молдова первая фактически заявила о своем статусе лидера в деле преемственности восточного романства, причем, не умаляя при этом роли славянского элемента в своем генезисе, а также – связей с восточнославянскими народами.
 
Как констатируют эти ученые, нашей родине, равно как и Валахии, далеко не всегда везло с мудрыми предприимчивыми правителями и ближайшими соседями – свою пагубную для народа роль сыграло османское господство, из-за чего политически зависимые Молдова и Валахия были вынуждены подчиняться сначала воле Стамбула, а затем и великих западных держав. Итогом этого развития событий, как всем известно, стало объединение обоих княжеств в 1859 году на основе личной унии.
 
Исследователи полагают, что в тот период западные страны, контролировавшие данный процесс, сделали в итоге ставку не на, хоть и усеченную уже к тому времени, но более самостоятельную – что было невыгодно великим державам – Молдову, а на менее самобытную Валахию, в результате чего столица Объединенных княжеств через несколько месяцев после провозглашения унии была перенесена из Ясс в Бухарест, а молдаване в итоге стали фактически зависимым народом, почти сразу лишенным в пределах Румынии своей национальной идентичности, так как господарь Александр Иоанн Куза провозгласил в 1861 году «образование румынской нации».
 
Как бы там ни было, заявляют ученые, историко-политическая концепция молдовенизма имеет довольно глубокие корни и, в отличие от унионистских взглядов, этнически толерантна, в результате чего никак не может быть «примитивной». Аналитики уверены, что молдовенизм, выжив в условиях неоднократной румынской оккупации, имеет все шансы развиться в государственную идеологию Республики Молдова, способную настроить граждан страны на конструктивный лад и объединение усилий для преодоления весьма затянувшегося, по мнению экспертов, «переходного периода».
 
КИШИНЕВ, 3 апр – Новости-Молдова, Николай Костыркин. 

0